Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Образ киберчеловека в современной науке и культуре

https://doi.org/10.17726/philIT.2015.9.1.17

Аннотация

Проблема создания киборгов, замещения частей тела человека высокотехнологичными аналогами в современном обществе, в условиях активного развития информационных и биоинженерных технологий привлекает все больше внимания исследователей как точных, естественных, так и гуманитарных и междисциплинарных наук. Образ киборга формируется, с одной стороны, под влиянием научных разработок в области создания первых киберпроектов, форсайт-исследований по киборгизации социума. С другой стороны, образ киборга формирует современная массовая культура, которая характеризуется широтой охвата аудитории и переходом в новые электронные формы (E-Culture). На основе философско-антропологического аналитического подхода представлен обзор современных исследований, связанных с пониманием сущности киборгов, их роли в обществе будущего, а также анализ социогуманитарных аспектов процесса киборгизации общества. Развитие кибертехнологий анализируется с позиции наиболее актуальных вопросов их последующего внедрения: трансформации гендера, демографического перехода, иммортализма и др. Особое внимание уделено изучению образа киборга в современной электронной культуре: от киноискусства до массовых компьютерных игр. Выявлена динамика образа киборга в продукции массовой культуры, его постепенная легитимация для сознания потребителя, что приводит к смещению онтологических границ существования человека, постановке новых экзистенциальных проблем постличности.

Об авторе

Л. В. Баева
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. Clynes M.E., Nathan S.K. Cyborgs and Space // Astronautics. 1969. № 26-27(September). P. 74-76

2. Kurzweil R. How to Create a Mind: The Secret of Human Thought Revealed. New York: Viking Books, 2012.

3. Барышников П.Н. Типология бессмертия в теоретическом поле французского трансгуманизма // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2014. № 1 (7). С.98-127.

4. Емелин В.А. Cyborgization и инвалидизация технологически расширенного человека // Национальный психологический журнал. 2013. № 1 (9). C. 62-70

5. Whitehead N.L., Wesch M. Human No More: Digital Subjectivities, Unhuman Subjects, and the End of Anthropology. Colorado: University Press of Colorado, 2012. P. 177-198.

6. Wells J.J. Keep Calm and Remain Human: How We Have Always Been Cyborgs and Theories on the Technological Present of Anthropology. Reviews in Anthropology. 2014. Vol. 43, Iss. 1. P. 5-34.

7. Алексеева И.Ю., Аршинов В.И., Чеклецов В.В. «Технолюди» против «постлюдей»: НБИКС-революция и будущее человека // Вопросы философии. 2013. № 3. С. 12-21.

8. Храпов С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации // Вопросы философии. 2014. № 9. С. 66-75.

9. Marciniak M., Klichowski M. The paradox of commodification of the body in the society of consumption and cyborgization // Studia Edukacyjne. 2013. Vol. 29. P. 153-167.

10. Haraway D. A Сyborg manifesto: science, technology, and socialist-feminism in the late twentieth century, in simians, cyborgs and women: the reinvention of nature. New York: Routledge, 1991. P. 149-181.

11. Stebbing T. A Cybernetic View of Biological Growth: Cambridge University Press, 2010.

12. Sandvik K. The Player, the Controller and the amazing Avatar: Extending the human body into virtual environments // Papers of Conference “Erlebnis und Erfahrung: Aesthetics of Pervasiveness”. Denmark, København. 6-7 November 2007. P. 30.

13. Johnson D.E. Programming of life. Sylacauga, Alabama: Big Mac Publishers, 2010. - 127 p.

14. Spreen D. Was ver-spricht der Cyborg? [Электронный ресурс]. URL: http://nbn-resolving.de/urn:nbn:de:0168-ssoar-207098 23.11.2010 13:07.

15. Sayre K. Cybernetics and the Philosophy of Mind. London: Routledge, 1976. - 270 p

16. Баева Л.В. Электронная культура // Вопросы философии. 2013. № 5. - C. 75-83

17. Русскоязычный форум игры “Deus Ex” [Электронный ресурс]. URL: http://planetdeusex.ru

18. Официальный сайт игры “Bioshock” [Электронный ресурс]. URL: http://bioshockgame.ru

19. Сайт «Игры для мальчиков: Киборг» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gamesforboys.ru/adventure-games/adventure-game-cyborg. html


Рецензия

Для цитирования:


Баева Л.В. Образ киберчеловека в современной науке и культуре. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2015;(1):56-69. https://doi.org/10.17726/philIT.2015.9.1.17

For citation:


Baeva L.V. IMAGE OF CYBORG IN MODERN SCIENCE AND CULTURE. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2015;(1):56-69. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2015.9.1.17

Просмотров: 446


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)