Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Человек и Интернет: диалектика знаний и информации

https://doi.org/10.17726/philIT.2021.2.1

Аннотация

В статье исследована проблема превращения информации, получаемой пользователем в Интернете, в его знания. В работе применяются основные для социально-гуманитарных наук специально-научные и логические методы исследования. При этом по степени значимости выделяются методы системного и ценностно-мировоззренческого анализа явлений духовного мира человека, позволяющие исследовать проблему диалектики знаний и информации в Интернете не изолированно, а в связи с основными явлениями духовной жизни людей, с учетом приоритета ценностно-мировоззренческих структур. В качестве цели работы выступает поиск приоритетного фактора, обеспечивающего более высокую степень точности при превращении информации из Интернета в знания человека. Показано, что природа Всемирной сети в определенной степени затрудняет процесс перевода информации, поступающей к человеку, в его знания. Сделан вывод, что условием трансформации информации, получаемой пользователем в Интернете, является познавательная активность человека, обусловленная, прежде всего, развитием его ценностно-мировоззренческой сферы. Если познающий человек обладает достаточно развитыми и стабильными ценностно-мировоззренческими основаниями личности (убеждениями, идеалами, принципами, картиной мира), то он успешно реализует себя как развивающийся субъект, активный участник познания. Напротив, недостаточно устойчивая ценностномировоззренческая сфера может привести к пассивному восприятию индивидом информации, приспособлению к реальности, упрощению личности. Информация из Интернета в наиболее адекватном виде трансформируется в знания человека на базе его собственной познавательной активности, при наличии интеллектуально-волевых возможностей (особенно ценностно-мировоззренческих качеств) для верификации имеющихся в Сети сведений.

Об авторах

В. Д. Емельяненко
Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского
Россия

Емельяненко Владимир Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии, истории и политологии

г. Брянск



Е. М. Яненко
Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского
Россия

Яненко Екатерина Михайловна, студентка, факультет истории и международных отношений

г. Брянск



Список литературы

1. Емельяненко В. Д. Интернет и духовный мир человека: ценностно-мировоззренческий подход // Вестник Мининского университета. – 2017. – № 4(20). – С. 1-17.

2. Емельяненко В. Д. От А. К. Толстого к В. С. Соловьеву: опыт сравнительно-мировоззренческого анализа (К 200-летию со дня рождения А. К. Толстого). – Брянск, 2017. – 146 с.

3. Емельяненко В. Д. Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск взаимосвязи // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2016. – № 1(11). – С. 45-64.

4. Еляков А. Д. Благо и зло: жгучий парадокс Интернета // Философия и общество. – 2011. – № 2. – С. 58-76.

5. Гаджеты делают людей глупыми и ленивыми. URL: https://rusvesna.su/future/1426227734 (дата обращения: 21.02.2021).

6. Карр Н. Пустышка: Что Интернет делает с нашими мозгами. – СПб.: Бест Бизнес Букс, 2012. – 253 с.

7. Шаповалова И. С. Влияние интернет-коммуникаций на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // Социологические исследования. – 2015. – № 4(372). – С. 148-151.

8. Шаповалова И. С. Информационная сфера как современный приоритет среды обитания человека // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2015. – № 20(217). – С. 30-42.

9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-seti-internet-na-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-molodezhi/viewer (дата обращения: 21.01.2021).

10. URL: https://polzavsvred.ru/uncategorized/polza-interneta.html (дата обращения: 21.01.2021).

11. Катречко С. Л. Специфика философского дискурса // Философия в современном мире: опыт философского дискурса. – М., 2003. С. 230-233.

12. Иойлева Г. В. Сознание в сфере информатизации общества // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 36-41.

13. Лучинкина А. И. Специфика мировоззрения интернет-пользователей // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. № 51-1. – С. 311-317.

14. Емельяненко В. Д., Жукова С. Э. Википедия как источник научной информации // Информация как двигатель научного прогресса. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2018. – С. 154-161.

15. Антонова Ю. В. Информационная культура студентов-международников в рамках глобального информационного пространства // Человеческий капитал. – 2018. – № 2(110). – С. 49-58.

16. Бутакова Л. О. Книга – источник знаний? (субъективная семантика лексем книга, компьютер, планшет, интернет) // Русский язык в школе. – 2019. – Т. 80. № 4. – С. 36-44.

17. Лавров О. А. Что есть знание? Является ли обучение передачей знаний? Что такое Е-знания? Является ли Е-обучение передачей Е-знания? // Образовательные технологии и общество. – 2003. – № 3. Т. 6. С. 91-96.

18. Мещеряков В. Н. Знания. Информация. Интернет (Болевые точки гуманитарного образования) // Наука – промышленности и сервису. – 2010. – № 5-2. – С. 335-336.

19. Никитина Е. А. Проблема субъектности в интеллектуальной робототехнике // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2016. – No. 2(12). – С. 32.

20. URL: https://naturalworld.guru/article_informaciya-i-znanie.ht (дата обращения: 21.01.2021).

21. Паризер Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от нас? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 304 с.


Рецензия

Для цитирования:


Емельяненко В.Д., Яненко Е.М. Человек и Интернет: диалектика знаний и информации. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2021;(2):4-21. https://doi.org/10.17726/philIT.2021.2.1

For citation:


Emelyanenko V.D., Yanenko E.M. Man and the Internet: dialectics of knowledge and information. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2021;(2):4-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2021.2.1

Просмотров: 2296


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)