Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Размывание границы между публичностью и приватностью в социальных сетях и парадокс приватности

https://doi.org/10.17726/philIT.2021.2.2

Аннотация

В статье рассматривается ситуация, связанная с распространением социальных сетей, которые принесли с собой не только новые коммуникационные возможности, но также риски размывания границ между приватностью и публичностью. Люди добровольно делятся личными данными в обмен на общественное признание. Эта информация фиксируется и изучается различными государственными и коммерческими институтами. Опасность для информационной приватности как права на контроль доступа к личной информации усугубляется особенностями онлайн-коммуникации, которая характеризуется «коллапсом контекста» – слиянием различных аудиторий, имеющих разные нормы и ценности. Контент, выкладываемый в социальных сетях, является доступным для поиска за пределами определенного момента времени и ситуации. Если общение офлайн предполагает обозримое количество собеседников, то в социальных сетях присутствует «невидимая аудитория», что приводит к информационной асимметрии. Однако, несмотря на то, что большинство пользователей осведомлены о потенциальной опасности нарушения приватности, они делятся в социальных сетях личной информацией. Это явление получило название «парадокс приватности». Причинами такого поведения являются недостаток технических и социальных навыков, нежелание тратить силы и время на меры по минимизации рисков, стремление иметь широкие социальные связи и скептицизм по поводу эффективности предпринимаемых усилий. На поведение пользователей в социальных сетях влияют, прежде всего, такие факторы, как возраст и образование. Наиболее озабочены сохранением приватности молодежь и люди среднего возраста, поскольку им приходится управлять наиболее сложными социальными отношениями.

Об авторе

Л. В. Чеснокова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Россия

Чеснокова Леся Владимировна, старший преподаватель, кандидат философских наук

г. Омск



Список литературы

1. Prentki J. V. Die anthropologische Funktion der Privatheit. – Norderstedt: GRIN, 2016. – 10 S.

2. Гофман Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу. М.: Смысл, 2009. – 319 с.

3. Федяев Д. М., Чинакова Л. И. Диалектика границы: общее в различных версиях // Современные проблемы науки и образования. – 2012. № 3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6220 (дата обращения: 14.07.2021).

4. Drosdova A. V. The Dichotomy of Public/Private in the New Media Space // Changing Societies & Personalities. – 2020. – Vol. 4. – P. 441-456. DOI: 10.15826/csp.2020.4.4.110.

5. Кронгауз М. А. Публичная интимность // Знамя. – 2009. – № 12. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2009/12/kr10.html (дата обращения: 14.07.2021).

6. Пронкина Е. С. Парадокс приватности: почему пользователи социальных медиа раскрывают персональную информацию в публичном пространстве // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». – 2018. – № 8(41). – С. 155-165.

7. Кравченко И. И. Новая философская энциклопедия. – М.: Мысль, 2001. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8928 (дата обращения: 14.07.2021).

8. Rössler B. Autonomie. Ein Versuch über das gelungene Leben. – Berlin: Suhrkamp, 2018. – 442 S.

9. Davis J. Context Collapse: A Literature Review // Cyborgology. – 2013. January 10. URL: https://thesocietypages.org/cyborgology/2013/01/10/context-collapse-a-literature-review (дата обращения: 14.07.2021).

10. Vitak J. The Impact of Context Collapse and Privacy on Social Network Site Disclosures // Journal of Broadcasting and Electronic Media. 2012. – No. 56(4). – P. 451-470. DOI: 10.1080/08838151.2012.732140.

11. Полякова В., Фурсов К. Готовы ли пользователи Рунета делиться личными данными? URL: https://issek.hse.ru/news/450602433.html (дата обращения: 14.07.2021).

12. Barnes S. B. A privacy paradox: Social networking in the United States // First Monday. – 2006. – Vol. 11. № 9. – 4 Sept. URL: http://first-monday.org/article/view/1394/1312 (дата обращения: 14.07.2021).

13. Haggitai E., Marwick A. «What Can I really Do?»: Explaining the Privacy Paradox with Online Apathie // International Journal of Communication. 2016. – No. 10. – P. 3737-3757. URL: https://www.zora.uzh.ch/id/eprint/148157/1/HargittaiMarwickPrivacyApathyFinal.pdf (дата обращения: 14.07.2021).

14. Barth S., Jong de M. The privacy paradox – Investigating discrepancies between expressed privacy and actual online behavior // Telematics and Informatics. – 2017. – Vol. 34. Iss. 7. – P. 1038-1058. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0736585317302022 (дата обращения: 14.07.2021).

15. Blank G., Bolsover G., Dubois E. A New Privacy Paradox: Young People and Privacy on Social Network Sites // SSRN Electronic Journal. 2014. – April. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2479938 (дата обращения: 14.07.2021).

16. Taddicken M. The ‘Privacy Paradox’ in the Social Web: The Impact of Privacy Concerns, Individual Characteristics, and the Perceived Social Relevance on Different Forms of Self-Disclosure // Journal of Computer Mediated Communication. – 2014. – № 19(2). – С. 248-273. DOI: 10.1111/jcc4.12052. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/jcc4.12052 (дата обращения: 14.07.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Чеснокова Л.В. Размывание границы между публичностью и приватностью в социальных сетях и парадокс приватности. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2021;(2):22-38. https://doi.org/10.17726/philIT.2021.2.2

For citation:


Chesnokova L.V. Blurring the line between publicity and privacy on social media and the privacy paradox. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2021;(2):22-38. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2021.2.2

Просмотров: 2263


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)