Preview

Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C)

Advanced search

THE PRECONDITIONS OF THE FORMATION OF CYBERPEDAGOGICS AS A SCIENCE OF THE XXI CENTURY

https://doi.org/10.17726/philIT.2015.10.2.001.891

Abstract

The article is devoted to study of the preconditions of the formation of cyberpedagogics. Five informational revolutions and key events in the history of the development of information and communication society; as well as philosophical views on the realities of the modern world, in particular, cyberspace and the Internet, are highlighted. Such key features of «Homo Cyberus» (modern person, using information and communication technologies) as a focus on the mind, the priority of visual perception of the world, comprehensive awareness, multitasking in activity, «clip» perception and thinking are described. Cyberspace is described as a new environment of human life and a factor of social and intrapsychic changes. The importance of developing the culture of cybersocialization of each person, as well as cyberpedagogics as a science of the XXI century and the base of organization of modern education with the influence of cyberspace on the processes of learning, upbringing and development, is also substantiated

About the Author

V. K. Obydenkova
«Moscow Pedagogical State University»
Russian Federation


References

1. Обыденкова В.К. Эмпатия в интернет-среде киберпространства: философско-психологический аспект // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 2. - С. 56-67

2. Сляднева Н.А. Социальная киберпедагогика // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. - С. 148-153

3. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3. - С. 3-9

4. Тарасова О.И. Амбивалентность искусства письменности // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1(9). - С. 37-41

5. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2004. - 432 с

6. Вельганюк В.В. М. Мак-Люэн и Ж. Бодрийяр: технократическая и символистская модели коммуникации // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. № 6. - С. 89-92

7. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура. М.: Культурная революция: Республика, 2006. - 269 с

8. McLuhan M. The Medium is the Message: An Inventory of Effects. New York: Gingko Press, 2002. - 159 p. 9. Плешаков В.А. Перспектива развития теории киберсоциализации человека в XXI веке // Идеи и идеалы. 2011. № 3(9). Т. 2. - С. 47-62

9. Плешаков В.А. Перспективы киберонтологического подхода в современном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2014. № 3(29). - С. 1-18

10. Бородакий Ю.В., Добродеев А.Ю., Бутусов И.В. Кибербезопасность как основной фактор национальной и международной безопасности XXI века (часть 1) // Вопросы кибербезопасности. 2013. № 1. - С. 2-9

11. Плешаков В.А. Особенности виртуальной компьютерной социализации личности // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст.: Вып. 25; под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. М.: МПГУ МОСПИ, 2006. - С. 23-25

12. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 240 с

13. Закирова Т.В., Кашин В.В. Концепция виртуальной реальности Жана Бодрийяра // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 7. - С. 28-36

14. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. - 160 с

15. Barak A., Suler J. Reflections on the psychology and social science of cyberspace // Psychological aspects of cyberspace: Theory, research, applications. 2008. - P. 1-12. 17. Тюрина И. Великое пророчество: Философская концепция Маршалла Маклюэна / Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М.: Фонд «Мир», Академический Проект, 2005. - 496 c

16. Архангельская И.Б. Г.М. Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации: Продолжение человека» // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского: Сер. Филология и искусствоведение. 2008. № 4. - С. 228-232

17. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах. Т. 12. КАЛ - КИД. М.: АСТ: Астрель; 2010. - 503 с

18. Воинова О.И., Плешаков В.А. Киберонтологический подход в образовании: монография; под ред. В.А. Плешакова. Норильск: НИИ, 2012. - 244 с

19. Воробьев Г.Г. Кибернетика стучится в школу. М.: Молодая гвардия, 1986. - 206 с

20. Солодовиченко Л.Н. Дидактическая концепция подготовки к художественному компьютерно-графическому творчеству // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 3. - С. 259-262

21. Искусственный интеллект и психология; отв. ред. О.К. Тихомиров. М.: Наука, 1976. - 270 с

22. Войскунский А.Е. Концепция Л.С. Выготского как основа становления и развития киберпсихологии // Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры: Материалы XII Международных чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 14-17 ноября 2011 г.; под ред. В.Т. Кудрявцева. М., 2011. Т. 1. - С. 13-17

23. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография; под общ. ред. А.В. Мудрика. М.: МПГУ; Homo Cyberus, 2011. - 400 с

24. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. - № 2. - С. 24-29

25. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. - C. 90-100

26. Моль А. Социодинамика культуры. - 3-е изд. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 416 с

27. Доклад на тему: «О клиповом сознании студенчества: как менять преподавание?» [Электронный ресурс]. URL: http://vapleshakov.livejournal.com/54853.html (дата обращения: 22.06.2015).

28. Bell D. An Introduction to Cybercultures. London, 2001.

29. Программа Пресс-клуб XXI. «Нужно ли бояться «цифрового детства»? // Эфир от 25.03.11. Телеканал Культура. Видеопрограммы [Электронный ресурс] (The program of the Press club XXI. «Should you be afraid of «digital childhood»? // Aired on 25.03.11. Culture TV. Video [Electronic resource]) - URL: http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=105346 (дата обращения: 23.06.2015).)

30. Обыденкова В.К. Межличностное восприятие в контексте киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Сборник докладов VII Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии; ред.-сост. А.С. Обухов. М.: ООДТП «Исследователь», 2012. - С. 309-313.

31. Плешаков В.А. О киберонтологическом подходе в образовании // Информация и образование: границы коммуникаций. 2013. № 5(13). - С. 209-211

32. Сластенин В.А., Жог В.И., Борисова Н.Ю., Плешаков В.А., Подымова Л.С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. - С. 4-11

33. Плешаков В.А., Воинова О.И., Плешакова К.А. Трансформация социального воспитания в ХХI веке: о реализации идей В.А. Сластенина и А.В. Мудрика в киберпедагогике // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. - С. 32-37

34. Информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] . URL: http://homocyberus.ru (дата обращения: 24.06.2015)


Review

For citations:


Obydenkova V.K. THE PRECONDITIONS OF THE FORMATION OF CYBERPEDAGOGICS AS A SCIENCE OF THE XXI CENTURY. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2015;(2):86-104. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2015.10.2.001.891

Views: 212


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)