Сущность, имя и вещь в «компьютерной» онтологии Аристотеля
https://doi.org/10.17726/philIT.2022.1.4
Аннотация
В данной статье речь идет об элементах классической и неклассической онтологических систем в учении Аристотеля о сущности, категориях и языке. Удивительным выглядит то, что в классических памятниках античной философской мысли встречаются онтологические модели, близкие современной аналитической философии и компьютерным наукам. Аристотель впервые рассуждает о сущем, данном в категориях языка. Так совершается переход от предметного индивида к логическому субъекту и затем к части речи. Природа знания опирается на единичное представление всеобщего. По Аристотелю, в действительности существует только множество произвольно обозначенных уникальных единичных вещей. Но виды и роды выстраивают определенные логические отношения между ними. Таким образом, языковая актуализация знания о мире возможна только относительно видов и родов, т.е. логической структуры, поскольку вещь сама по себе (неописанная) не обладает никакими характеристиками, но при этом она независимо наличествует в бытии. С одной стороны, Аристотель представляется как сторонник классической номиналистской онтологии – мир вещей есть множество существующих в бытии единичных безатрибутивных объектов. С другой – онтология Аристотеля представляет собой множество объектов, полагаемых высказыванием в качестве существующих. То есть это могут быть объекты из вымышленных или невозможных миров, но языковые дескрипции приписывают им функции пропозиционального значения. Язык в обоих случаях – просто способ непротиворечивого описания. Такая трактовка позволяет описывать онтологию Аристотеля в терминах компьютерных онтологий.
Об авторе
П. Н. БарышниковРоссия
Барышников Павел Николаевич - доктор философских наук, доцент, кафедра исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии
Пятигорск
Список литературы
1. Лосев А. Ф. Критика платонизма у Аристотеля. – М.: Академический проект, 2011. – С. 26-32.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 195-200.
3. Чанышев А. Н. Аристотель. – М., 1977. – С. 60 / цит. по Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. – СПб.: РХГА, 2006. – С. 122.
4. Guarino N. Formal ontology, conceptual analysis and knowledge representation // International Journal of Human-Computer Studies. – 1995. – Vol. 43. – P. 625-640.
5. Аристотель. Об истолковании. Сочинения в 4-х тт., т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 103.
6. Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. – СПб.: РХГА, 2006. – С. 127-128.
7. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии и искусства. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010. – С. 32.
8. Савельев А.Л. История идеи универсальной грамматики (с древнейших времен и до Лейбница). – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. С. 57-74.
9. Aristotle. On Interpretation. 16b 25-27.
10. Aristotle. Topics, 105а 20-25.
Рецензия
Для цитирования:
Барышников П.Н. Сущность, имя и вещь в «компьютерной» онтологии Аристотеля. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2022;(1):61-70. https://doi.org/10.17726/philIT.2022.1.4
For citation:
Baryshnikov P.N. Substance, name and thing in aristotle’s «computer» ontology. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2022;(1):61-70. https://doi.org/10.17726/philIT.2022.1.4