Паттерны пользовательской активности в медиаэкосистеме: результаты социологического анализа
https://doi.org/10.17726/philIT.2022.2.2
Аннотация
Статья посвящена анализу содержательных характеристик функционирования паттернов пользовательской активности в медиаэкосистеме. Медиаэкосистема рассматривается автором как информационная среда обитания современного индивида, диалектически связывающая практики медиаактивности пользователей, а также институциональные условия их осуществления. К ключевым практикам пользовательской активности в медиаэкосистеме автор относит медиапотребление и медиапроизводство; при этом важным фактором реализации данных практик являются определенные паттерны и нормативы – артикулируемые в пространстве медиаэкосистемы поведенческие модели. Показано, что данные паттерны и нормативы могут быть локализованы в таких медиаисточниках, как новостные заметки в СМИ, художественные тексты и программные манифесты, тексты технологической регламентации (правила пользования, протоколы доступа и т. д.), общностное знание (этикет и т. д.) сетевого сообщества. На основе авторского социологического исследования, проведенного методом контент-анализа (N=300) различных типов медиаисточников в современной медиаэкосистеме, анализируются особенности актуальных паттернов и нормативов осуществления практик пользовательской активности в медиаэкосистеме. Автор показывает, как императивность декларируемых паттернов и нормативов проявляется в ряде характеристик, выступающих критериями анализа. В результате исследования установлено, что уровень императивности артикулируемых паттернов и нормативов определяется не только их непосредственной локализацией (типом медиаисточника, в котором они размещены), но и референтностью данных нормативов уникальному личностному опыту конкретных пользователей, а также их преобладающим практикам медиаактивности.
Ключевые слова
Об авторе
О. А. ГримовРоссия
Гримов Олег Александрович - кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии
Список литературы
1. Postman N. The humanism of media ecology // Proceedings of the Media Ecology Association. – 2000. – Vol. 1. URL: https://www.media-ecology.org/resources/Documents/Proceedings/v1/v1-02-Postman.pdf (дата обращения: 28.09.2022).
2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. – М.: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. – 464 с. (McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. – M.: ZHukovskij: «KANON-press-C», «Kuchkovo pole», 2003. – 464 s.)
3. Uexküll J. von. Umwelt und Innenwelt der Tiere. – Berlin: Verlag von Julius Springer, 1909.
4. Василенко Л. А., Мещерякова Н. Н. Социология цифрового общества: монография. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2021. – 226 c. (Vasilenko L. A., Meshcheryakova N. N. Sociology of digital society: monograph. – Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2021. – 226 s.)
5. Vasilenko L., Meshcheryakova N., Zotov V. Digitalization of global society: from the emerging social reality to its sociological conceptualization // Wisdom. – 2021. – Vol. 21. – № 1. – P. 123-129.
6. Зотов В. В., Асеева И. А., Буданов В. Г., Белкина В. А. Конвертация опасностей социотехнической конвергенции в риски цифровизации // Цифровая социология. – 2022. – Т. 5. – № 2. – С. 4-20. (Zotov V. V., Aseeva I. A., Budanov V. G., Belkina V. A. The conversion of sociotechnical convergence dangers into the risks of digitalization // Cifrovaya sociologiya. – 2022. – T. 5. – № . 2. – S. 4-20.)
7. Чеклецов В. В. Диалоги гибридного мира // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2021. – № 1(19). – С. 99-116. (Chekletsov V. V. The dialogues of hybrid world // Filosofskie problemy informacionnyh tekhnologij i kiberprostranstva. – 2021. – № 1(19). – S. 99-116.)
8. Kamensky E. Digital technologies in the Russians’ everyday life: analysis based on the opinion surveys // Economic Annals-XXI. – 2020. – № 186 (11-12). – P. 134-142.
9. Siebl T. M. Digital transformation: survive and thrive in an Era of Mass Extinction. – N.Y., 2019.
10. Мурзина Е. В. Медиапотребление в условиях трансформации современного общества // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – № 5(68). – С. 228- 235 (Murzina E. V. Media consumption in the conditions of modern society transformation // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2020. – № 5(68). – S. 228-235.)
11. Цуканов Е. А. Медиакультура и медиатворчество за пределами технологий // Культура в фокусе научных парадигм. – 2019. – № 9. – С. 162-166. (Tsukanov E. A. Media culture and media creativity beyond technologies // Kul’tura v fokuse nauchnyh paradigm. – 2019. – № . 9. – S. 162-166.)
12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. – 160 с. (Lyotard J.-F. Postmodern Condition. – M.: Institut eksperimental’noj sociologii; SPb.: Aletejya, 1998. – 160 s.)
13. Болтански Л., Тевено Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов. – М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 576 с. (Boltanski L., Teveno L. Criticism and Justification of Justice: Essays on the Sociology of Grads. – M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2013. – 576 s.)
14. Гримов О. А. Проблема объективации, легитимации и воспроизводства знания в социальных сетях: онтологический, технологический и социокультурный аспекты: монография. – Курск: Издательство «Учитель», 2017. – 251 с. (Grimov O. A. The problem of objectification, legitimization and reproduction of knowledge in social networks: the ontological, technological and socio-cultural aspects: monograph. – Kursk: Izdatel’stvo «Uchitel’», 2017. – 251 s.)
15. Кончаковский Р. В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: дис. … канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2010. – 176 с. (Konchakovsky R. V. Network Internet community as a social and cultural phenomenon: dis. … kand. sociol. nauk. – Ekaterinburg, 2010. – 176 s.)
Рецензия
Для цитирования:
Гримов О.А. Паттерны пользовательской активности в медиаэкосистеме: результаты социологического анализа. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2022;(2):18-32. https://doi.org/10.17726/philIT.2022.2.2
For citation:
Grimov O.A. The patterns of users’ activity in the media ecosystem: the results of sociological analyses. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2022;(2):18-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2022.2.2