Эволюция отображения высоких технологий и социальных сетей во вселенной «Терминатора» в 1984-2022 гг
https://doi.org/10.17726/philIT.2022.2.3
Аннотация
Статья посвящена комплексному анализу трансформации отражения компьютерных технологий и сетевых ресурсов в созданной американским режиссером Д. Кэмероном кинематографической и литературной вселенной «Терминатора» в середине 1980-х – начале 2020-х гг. В данном исследовании авторы обосновывают актуальность и научную составляющую изучаемой проблемы. В работе рассмотрена степень значимости высоких технологий и социальных сетей в современной общественной жизни; дается обоснование ошибочности суждения, согласно которому художественные произведения фантастической направленности выполняют сугубо развлекательную функцию и не несут существенной смысловой нагрузки. В статье также приведена аргументация выбора фантастической вселенной «Терминатора» в качестве примера для исследования, с анализом причин ее большой популярности и высокой степени значимости для современного искусства. Авторы подвергают осмыслению ключевые компоненты рассматриваемой темы с учетом изменений, происходивших в общественном сознании на протяжении трех с половиной десятилетий, а также с учетом различий в исторических и политических реалиях – от последней четверти XX в. до начала третьего десятилетия XXI в. В данной статье дан сопоставительный анализ причин существенных различий в отображении сферы высоких технологий и онлайн-ресурсов в кинематографе и художественной литературе; проведены параллели и аналогии с историческими событиями; охарактеризовано применение религиозных смыслов, использованных во вселенной «Терминатора». Авторы статьи анализируют нравственные проблемы, которые затрагиваются создателями фантастической вселенной «Терминатора», в контексте позитивных и негативных последствий интенсивного роста роли высоких технологий и коммуникативных интернет-площадок в жизни человеческого общества.
Ключевые слова
Об авторах
К. В. КаспарянРоссия
Каспарян Константин Викторович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии
М. В. Рутковская
Россия
Рутковская Марина Валерьевна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии
А. С. Линец
Россия
Линец Александр Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии
Список литературы
1. Joel M. Terminator novel birth, life, and being me, as investigator on a mission to kill the wrong doers. – New-York: Tor Books, 2017. – 257 p.
2. Irwine I. Terminator Gene. In a drowning world who will stay afloat? – Washington: Ian Irvine, 2008. – 475 p.
3. Miller K. Terminator: Genesys. – Princeton: Princeton University Press, 2021. – 328 p.
4. Mason L. The Terminator Trivia How well do you know about The Terminator. – Princeton: Princeton University Press, 2022. – 172 p.
5. Cox G. Terminator Salvation: Cold war. – Detroyit: The University of Michigan Press, 2010. – 384 p.
6. Hagberg D. Terminator 3: Rise of the Machines. – New-York: Tor Books, 2013. – 318 p.
7. Halcomb D. Will it be back? The Rise and Fall of Terminator. – Detroyit: The University of Michigan Press, 2020. – 112 p.
8. French S. The Terminator: BFI Film Classics. – Detroyit: The University of Michigan Press, 2021. – 81 p.
9. Баева Л. В. Образ киберчеловека в современной науке и культуре // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2015. – № 1(9). – С. 56-69. (Baeva L. V. The image of a cyberman in modern science and culture // Filosofskie problem informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostarnstva. – 2015. – № 1(9). – S. 56-69.)
10. Гощило Е., Гощило Б. Выцветание красного: бывший враг времен холодной войны в русском и американском кино 1990-2005 годов. – СПб.: Academic Studies Press, 2020. – 480 c. (Goshilo H., Goshilo B. Fade from Red. The Cold War Ex-Enemy in Russian and American Film 1990-2005. – SPb: Academic Studies Press, 2020. – 480 c.)
11. Маткин А. В. Фантастическое как метод построения кинематографических вымышленных вселенных // Социология. – 2018. – № 3. – С. 227-233. (Matkin A. V. Fantastic as a method of constructing cinematic fictional universes // Sotsiologia. – 2018. – № 3. – S. 227-233.)
12. Чеснова Е. Н., Мансурова Ш. И., Снытина А. А. Философия миров постапокалипсиса в современной культуре // Гуманитарные новости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2017. – № 2 (22). – С. 46-54. (Chesnova E. N., Mansurova Sh. I., Snitina A. A. Philosophy of the postapocalypse worlds in modern culture // Gumanitarnye novosti TGPU im. L. N. Tolstogo. – 2017. – № 2 (22). – S. 46-54.)
13. Березовская Л. С., Демченков С. А. Постапокалиптика как жанр научной/паранаучной фантастики // Гуманитарные исследования. – 2016. – № 4 (13). – С. 64-67. (Berezovskaya L. S., Demchenkov S. A. Post-Apocalyptic as a genre of science/science fiction // Gumanitarnye issledovanija. – 2016. – № 4 (13). – S. 64-67.)
14. Окавка Л. Б. Социальный статус кино как феномена художественной культуры // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2021. – № 1. – С. 94-100. (Okavka L. B. The social status of cinema as a phenomenon of artistic culture // Gumanitarnye issledovanija v Vostochnoj Sibiri i na Dal’nem Vostoke. – 2021. – № 1. – S. 94-100.)
15. Луков В. А. Оценки молодежи неперспективных трансгуманистических технологий изменения человека // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 4. – С. 115-123. (Lukov V. A. Young people’s assessments of unpromising transhumanistic technologies of human change // Znanie. Ponimanie. Umenie. – 2016. – № 4. – S. 115- 123.); Луков В. А. Трансгуманизм // Entsiklopediya gumanitarnykh nauk. – 2017. – № 1. – С. 245-252. (Lukov V. A. Transhumanism // Encyclopedia of Humanities. – 2017. – № 1. – S. 245-252.)
16. Разлогов К. Э. Утопия и антиутопия в мировом кинематографе // Международный журнал исследований культуры. – 2009. – № 4 (9). – С. 112-115. (Razlogov K. E. Utopia and dystopia in world cinema // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury. – 2009. – № 4 (9). – S. 112-115.)
17. Афанасьев А. Н. Дети Интернета. Что они смотрят и кто ими управляет? – М.: Наше Завтра, 2021. – 314 c. (Afanasiev A. N. Children of the Internet. What are they watching and who controls them? – M.: Nashe Zavtra, 2021. – 314 c.)
18. Баранов Б. Н. Социальные сети // Управление. – 2020. – № 2. – С. 12- 14. (Baranov B. N. Social networks // Upravlenie. – 2020. – № 2. – S. 12-14.)
19. Овчинникова Н. С., Паль Д. Р. Социальные сети. История. URL: https://seclgroup.ru/vse-o-soczialnyh-setyah-vliyanie-na-chelovekachas-1/ (дата обращения: 19.10.2021). (Ovchinnikova N. S., Pal D. R. Social network. History. URL: https://seclgroup.ru/vse-o-soczialnyhsetyah-vliyanie-na-cheloveka-chast-1 (data оbrasheniya: 19.10.2021).)
20. Кошкин А. П., Мельков С. А. Герой в России: кто он? (анализируя современный кинематограф) // Национальные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2010. – № 1. – С. 83-90. (Koshkin A. P., Melkov S. A. Hero in Russia: who is he? (analyzing modern cinema) // Nacional’nye i obrazovatel’nye problemy grazhdanskoj zashhity. – 2010. – № 1. – S. 83-90.)
21. Irwin W. Terminator and Philosophy: I’ll be back, therefore I am. – New- York: Palgrave Macmillan, 2009. – 359 p
Рецензия
Для цитирования:
Каспарян К.В., Рутковская М.В., Линец А.С. Эволюция отображения высоких технологий и социальных сетей во вселенной «Терминатора» в 1984-2022 гг. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2022;(2):33-52. https://doi.org/10.17726/philIT.2022.2.3
For citation:
Kasparyan K.V., Rutkovskaya M.V., Linets A.S. Evolution of the display of high technologies and social networks in the «terminator» universe in 1984-2022. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2022;(2):33-52. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2022.2.3