Эмоциональный интеллект и освоение второго языка в условиях цифровизации образовательной среды
https://doi.org/10.17726/philIT.2023.2.1
Аннотация
Теория Г. Гарднера об интеллекте как определенной модели мышления, качестве, способствующем дальнейшему выявлению различий между людьми, и способе выполнения человеком определенной задачи с опорой на базовый, генетически заложенный спектр интересов и наклонностей дополнялась новыми составляющими и развивалась в различных направлениях, изучающих когнитивную деятельность человека. Так, понятие эмоционального интеллекта, который представляет собой предмет изучения данной работы, было введено американскими учеными Джоном Мэйером, Питерем Саловейем и Дэниэлом Гоулманом. Интеллект в широком смысле понимается в данной работе как умение мыслить абстрактно, способность улавливать оттенки значений, устанавливать сходства и различия между понятиями, делать обобщения, решать проблемы, учиться и обучаться на основании полученного опыта. Эмоциональный интеллект не является составляющей общего интеллекта. Эмоциональный интеллект можно определить как способность человека воспринимать себя и окружающих и взаимодействовать с окружающим миром на основании получаемой и перерабатываемой им эмоциональной информации. Процесс освоения языков, как первого, так и последующих, опосредован необходимостью взаимодействовать с окружающими. Таким образом, умение управлять этим процессом является ключевым фактором в осуществлении коммуникации и освоении новой языковой системы. Применение цифровых технологий и виртуальных образовательных ресурсов в обучении в целом, и в языковом обучении в особенности, существенно ограничивает непосредственное взаимодействие между участниками процесса. Это не может не сказываться на процессе освоения языков и требует переосмысления распределения видов учебно-познавательной деятельности.
Об авторе
Н. В. БхаттиРоссия
Бхатти Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры индоевропейских и восточных языков
Мытищи
Список литературы
1. Брегман П.Эмоциональная смелость. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 304 с.
2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 544 с.
3. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004.
4. Тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн). https://testometrika.com/intellectual/test-emotsionalnogo-intellekta-emin-lyusina-d-v (дата обращения: 02.07.2023).
5. Шабанов С., Алешина А. Развиваем эмоциональный интеллект. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 368 с.
6. Электронная образовательная среда Государственного университета просвещения. https://eos.guppros.ru (дата обращения: 02.08.2023).
7. Andreyeva I. N. (2006). Emotional intelligence: the misunderstanding leading to «disappearance»? Psychological magazine, 1, 28-32.
8. Bar-On R. (2006). The BarOn model of emotionalsocial intelligence (ESI). Psicothema, 18(1), 13-25.
9. Gardner H. (1993). Frames of the mind: The theory of multiple intelligences 10th Anniversary Edition. New York: Basic Books.
10. Libina E. V., Libin A. V. (1998). Styles of response to a stress. Style of the person: psychological analysis. M.: Sense.
11. Maul A. (2011). The factor structure and cross-test convergence of the Mayer–Salovey–Caruso model of emotional intelligence. Personality and Individual Differences, 50(4), 457-463.
12. Shabanov S., Alyoshina A. (2014). Emotional Intelligence. Russian practice. М.: Mann.
13. Slepkova V. I., Liet T. De Vries-Geervilet (1997). Development of emotional competence by means of psychological training. Actual problems of crisis psychology. Collection of Scientific Papers, 130-137.
14. Structural leraning. https://www.structural-learning.com/post/emotional-intelligence (дата обращения: 15.05.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Бхатти Н.В. Эмоциональный интеллект и освоение второго языка в условиях цифровизации образовательной среды. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2023;(2):4-17. https://doi.org/10.17726/philIT.2023.2.1
For citation:
Bhatti N.V. Emotional intelligence and the second language acquisition in virtual learning environment. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2023;(2):4-17. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2023.2.1