Особенности проектирования системы, генерирующей контрольно-тестовые задания
https://doi.org/10.17726/philIT.2023.2.7
Аннотация
В статье описываются возможности использования и модификации существующих технологий машинного обучения в области обработки естественного языка с целью проектирования системы автоматической генерации контрольно-тестовых заданий (КТЗ). Причиной для подобных исследований стали ограничения в генерации минимально необходимого количества КТЗ для поддержания вовлеченности обучающихся в игровых форматах обучения, таких как квизы, викторины и др. Эти ограничения связаны с дефицитом временных ресурсов у профессионалов в области обучения для ручной генерации КТЗ. В статье рассматриваются прикладные исследования технологий Large Language Model (LLM) и Generative pre-trained transformer (GPT) для разработки системы автоматической генерации КТЗ с целью ее внедрения в платформу геймифицированного обучения BoxBattle. Результатом подобных прикладных исследований может стать система автоматической генерации КТЗ, которая позволит сократить время на разработку КТЗ. Как следствие, это позволит педагогам высвободить время для реализации персонализированного подхода в обучении и развития гибких навыков обучающихся.
Об авторе
А. Е. РябининРоссия
Рябинин Александр Евгеньевич, технический директор, продуктовый директор «Лабмедиа», преподаватель кафедры теории и истории педагогики
Ярославль
Список литературы
1. Жукембаева А. М., Есенханкызы А., Жумалиева З. Т., Данабекова Д. Ж., Исаханова К. А., Иманбек А. Б., Елтай Б. Б. Влияние экзаменационного стресса на психологическое состояние и гемодинамические показатели у студенток I курса //ВестникКазНМУ. – 2021. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ekzamenatsionnogostressa-na-psihologicheskoe-sostoyanie-i-gemodinamicheskiepokazateli-u-studentok-i-kursa (дата обращения: 24.10.2023).
2. Бобрищева-Пушкина Н. Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А. А. Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие, у старших школьников // Гигиена и санитария. – 2015. – № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-i-faktory-egoopredelyayuschie-u-starshih-shkolnikov (дата обращения: 24.10.2023).
3. Коротаева И. В. Проблемы использования тестирования с множественным выбором в системе непрерывного образования // Новые образовательные программы «МГУ и школьное образование». Материалы конференции 10 декабря 2011 г., часть II. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – С. 174-176.
4. Малыгин А. А. Современные форматы образовательного тестирования // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formaty-obrazovatelnogotestirovaniya (дата обращения: 24.10.2023).
5. Залата О. А., Еременко Ю. А. Оценка восприятия образовательно- го контента на различных уровнях мультимедиа // ИТС. – 2020. – № 4 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vospriyatiyaobrazovatelnogo-kontenta-na-razlichnyh-urovnyah-multimedia (дата обращения: 24.10.2023).
6. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 35-45.
7. Yung-Fu Wang, Ya-Fang Hsu, Kwoting Fang. The key elements of gamification in corporate training – The Delphi method, Entertainment Computing, Volume 40, 2022.
8. AL-Smadi, Mohammad. (2014). GAMEDUCATION: Using Game Mechanics and Dynamics to Enhance Online Learning.
9. Кручинин В. В., Кузовкин В. В. Обзор существующих методов автоматической генерации задач с условиями на естественном языке // Компьютерные инструменты в образовании. – 2022. – № 1. – С. 85-96. doi: 10.32603/2071-2340-2022-1-85-96.
10. Куртасов А. М., Швецов А. Н. Метод автоматизированной генерации контрольно-тестовых заданий из текста учебных материалов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 7 (60).
11. Варламова В. А. Индивидуализация и персонализация в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-i-personalizatsiya-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 06.11.2023).
12. Булаева М. Н., Зубкова Я. В., Мельников Д. Д. Персонализированный подход в образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannyy-podhod-v-obrazovanii (дата обращения: 06.11.2023).
13. Ефимова Г. З., Семенов М.Ю. Ключевые барьеры, препятствующие эффективной работе учителя: по материалам социологического исследования // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-bariery-prepyatstvuyuschie-effektivnoy-rabote-uchitelya-pomaterialam-sotsiologicheskogo-issledovaniy
Рецензия
Для цитирования:
Рябинин А.Е. Особенности проектирования системы, генерирующей контрольно-тестовые задания . Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2023;(2):90-107. https://doi.org/10.17726/philIT.2023.2.7
For citation:
Ryabinin A.E. Education Testing System by Artificial Intelligence. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2023;(2):90-107. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2023.2.7