Специфика отображения социальных сетей и компьютерных технологий в фантастической вселенной Стивена Кинга в начале 70-х гг. ХХ в. — начале 20-х гг. XXI в. в исторической ретроспективе
https://doi.org/10.17726/philIT.2024.2.5
Аннотация
Данная статья посвящена анализу характерных особенностей процесса отображения виртуальных сетевых площадок и кибернетических технологий в начале 1970-х — начале 2020-х гг. в фантастической вселенной (литературной и кинематографической), созданной С. Кингом — одним из ведущих американских писателей-фантастов современности. Авторы приводят обоснование актуальности и научной новизны изучаемой проблемы. В работе проанализированы специфические черты воздействия электронных коммуникационных сообществ и компьютерных технологий на современный социум; приводится аргументация потребности в осмыслении освещения данной общественной проблемы в фантастическом искусстве — конкретно в литературе и кинематографии — как в одном из дополнительных аспектов прогресса прогностической функции науки; объясняется определение фантастической литературно-кинематографической вселенной С. Кинга в качестве объекта исследования, с учетом ее приоритетного положения в фантастическом жанре в целом. Обозначенная проблема избрана авторами для анализа также с целью опровержения стереотипов, согласно которым произведения С. Кинга и созданные на их основе киноадаптации являются комплексом материалов массовой культуры развлекательного характера, не имеющих какой-либо смысловой значимости. В то же время авторы исследуют кардинальные отличия в освещении изучаемой проблемы в оригинальных литературных трудах С. Кинга и их экранизациях. Данный подход, помимо всего прочего, позволил авторам выявить причины негативного отношения писателя к воплощению его книг на киноэкране. В работе осмыслена специфика процесса трансформации отображения социальных сетей и высоких технологий в фантастической вселенной С. Кинга в течение 1970-х — начала 2020-х гг. в контексте реакции автора на объективные изменения в научно-техническом прогрессе и представлениях о нем в общественном мнении, а также роста их значимости в социально-экономической, духовной и политической сферах жизни человеческого сообщества. На примере фантастической вселенной С. Кинга проанализированы характерные черты эволюции положения экспертов в сфере компьютерных технологий в течение последних пяти десятилетий в контексте их восприятия в литературе и кинематографе. Исследованы моральные критерии использования социальных сетей и кибернетических технологий в общественной жизни и их влияние на развитие современных семейных отношений в восприятии С. Кинга — одного из субъектов формирования общественных отношений в западном социуме.
Об авторах
К. В. КаспарянРоссия
Каспарян Константин Викторович, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии
Пятигорск
М. В. Рутковская
Россия
Рутковская Марина Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии
Пятигорск
И. Н. Колесников
Россия
Колесников Илья Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии
Пятигорск
Список литературы
1. Афанасьев А. Н. Дети Интернета. Что они смотрят и кто ими управляет? М.: Наше Завтра, 2021. 314 c.
2. Баева Л. В. Образ киберчеловека в современной науке и культуре // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2015. № 1(9). С. 56-69.
3. Баранов Б. Н. Социальные сети // Управление. 2020. № 2. С. 12-14.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2023. 288 с.
5. Варшавская Ю. Л. Космические киноужасы // Литературная газета. 1977. № 36. С. 15.
6. Горохов П. А. Фантастика Стивена Кинга: традиции и новаторство // Вестник ОГУ. 2004. № 11. С. 179-184.
7. Гощило Е., Гощило Б. Выцветание красного: бывший враг времен холодной войны в русском и американском кино 1990-2005 годов. СПб.: Academic Studies Press, 2020. 480 c.
8. Давыдова М. М. Концепт «самоубийство» и средства его репрезентации в романе С. Кинга «Пост сдал» // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 6. С. 424-428.
9. Дустмурадов Т. А. Индивидуально-авторский концепт «страх» в произведениях Эдгара По и Стивена Кинга // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 5(21). С. 563-567.
10. Козьмина Е. Ю. Фантастика начала ХХ века в жанровом освещении // Научный диалог. 2017. № 6. С. 148-157.
11. Кошкин А. П., Мельков С. А. Герой в России: кто он? (анализируя современный кинематограф) // Национальные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2010. № 1. С. 83-90.
12. Манахов А. А. Фантастика и фэнтези: стилистические различия // Science and education. 2023. T. 2. № 4. С. 1279-1283.
13. Окавка Л. Б. Социальный статус кино как феномена художественной культуры // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2021. № 1. С. 94-100.
14. Попов Д. А. Творчество Стивена Кинга как художественное воплощение психоаналитических идей // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2(45). С. 281-283.
15. Разлогов К. Э. Утопия и антиутопия в мировом кинематографе // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 4 (9). С. 112-115.
16. Роугек Л. Сердце, в котором живет страх. Стивен Кинг: жизнь и творчество. М.: Астрель, 2011. 416 с.
17. Филистова Н. Ю., Сакова А. С. Вербальная реализация концептов «fear» и «madness» в литературе жанра ужасов (на материале романа Стивена Кинга «The Shining») // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2019. № 1. С. 73-80. (
18. Хрюкин Д. А. «Сотворение мира»: способы образного моделирования в научно-фантастическом кино // Артикульт. 2014. № 1(13). С. 81-87.
19. Шалимова И. В., Годунова К. Е. Концепты «Imprisonment» (заключение) и «Madness» (безумие) в творчестве Стивена Кинга // Вестник КемГ У. 2013. Т. 2. № 4 (56). С. 153-157.
20. Clarke W. H. It ain’t the guns Mr. King: a rebuttal to Stephen King’s essay about guns. Augusta: Lime Line Books, 2013. 107 p.
21. Hafdahl M., Florence K. The Science of Stephen King: The Truth Behind Pennywise, Jack Torrance, Carrie, Cujo, and More Iconic Characters from the Master of Horror. New-York: Skyhorse, 2020. 544 p.
22. King S. On Writing: A Memoir of the Craft. Scribner: Scribner edition, 2020. 320 p.
23. Markham A. Stephen King books in order. Scribner: Scribner edition, 2024. 137 p.
24. Olson D. Children and Childhood in the Works of Stephen King (Children and Youth in Popular Culture). Lanham: Lexington Books, 2020. 353 p.
25. Roch M. Fun is Fun and Done is Done: Stephen King Connections and Easter Eggs. Ventura: MicRo Readers, 2022. 331 p.
26. Soliyev F. Semantic and discursive analysis of detective fiction «Mr. Mercedes» by Stephen King // Science and innovation. 2024. № 3(9). Р. 22-25.
27. Spignesi S. Stephen King, American Master: A Creepy Corpus of Facts About Stephen King & His Work. New-York: Permuted Press, 2018. 432 p.
28. Spignesi S. The Essential Stephen King: A Ranking of the Greatest Novels, Short Stories, Movies, and Other Creations of the World’s Most Popular Writer. Sacramento: New Page Books, 2001. 359 p.
29. Wiater S. The Complete Stephen King Universe: A Guide to the Worlds of Stephen King. New-York: St. Martin’s Griffin, 2006. 264 p.
Рецензия
Для цитирования:
Каспарян К.В., Рутковская М.В., Колесников И.Н. Специфика отображения социальных сетей и компьютерных технологий в фантастической вселенной Стивена Кинга в начале 70-х гг. ХХ в. — начале 20-х гг. XXI в. в исторической ретроспективе. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2024;(2):64-86. https://doi.org/10.17726/philIT.2024.2.5
For citation:
Kasparyan K.V., Rutkovskaya M.V., Kolesnikov I.N. The specifics of displaying social networks and computer technologies in the fantasy universe of Stephen King in the early 70s of the XX century — early 20s of the XXI century in historical retrospect. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2024;(2):64-86. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2024.2.5