Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Тривилизация образования как модель социальной динамики в современных информационных условиях

https://doi.org/10.17726/philIT.2015.9.1.37.03

Аннотация

В настоящей работе представлено философское осмысление социальной динамики сквозь призму трансформации образования. Эволюция образовательных идеологий, отражающих представление о смысле и назначении образовательной деятельности, а также развитие информационных технологий представлены в работе как необходимые и достаточные условия происходящей трансформации моделей обучения. В результате проведенного анализа концептов, транслируемых каждой из рассмотренных в статье образовательных идеологий, в частности идеологией ориентации на студента, авторами сделан вывод о наблюдаемой тривилизации образования. Провозглашенная гуманитарная ориентация на студента, означающая свободу, равенство, уважение к индивидуальности, привела к массовизации просвещения на принципах упрощения, фрагментации, логизации всего процесса обучения. Образование стало подменяться образованностью, дипломированностью, поверхностной подготовленностью, характеризоваться легкомысленностью отношения к информационным источникам. В таком случае развитие информационных технологий, обеспечивающих свободный доступ к источникам информации, в условиях ослабления запроса на образование нетривиального характера формирует дополнительные предпосылки обеззначивания образовательного продукта для современного обучающегося. Преодоление накопленной инерции в этом направлении видится в обновленной концепции объединения сознания и практики.

Об авторах

В. А. Фортунатова
Нижний Новгород, Россия
Россия


Ю. А. Платонова
Нижний Новгород, Россия
Россия


Список литературы

1. Катасонов В.Ю. Религия денег: Духовно-религиозные основы капитализма. М.: Кислород, 2014. - 408 с.

2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.; пер. с нем. 4-е изд., стереотип. М.: Астрель - АСТ, 2007.

3. Колесникова И.А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 12-23.

4. Michael Stephen Schiro. Curriculum Theory: Conflicting Visions and Enduring Concerns. Second Edition. Boston College, USA, 2013. - 320 p.

5. Разумов В.И. Кризис в науке и профессионализация интеллектуальной деятельности // Вестник Омского университета. 2011. № 1. С. 15-21.

6. Елина Е.Г. Развитие гуманитарного образования и проблемы трудоустройства выпускников гуманитарных факультетов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 11. С. 51-55.

7. Груздев Г.В., Платонова Ю.А. Проблемы финансирования высшего образования в контексте задач инновационного развития вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Экономические науки. 2012. № 2 (2). С. 75-80.

8. Носкова Т.Н. Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 167. C. 183-194.

9. Brown A. Supermanaging: How to harness change for organizational and personal success. Olympic Marketing Corp, 1984.

10. Ушканова Р.Д. Опыт феноменологического анализа социальной философии // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. № 4. Том 5. С. 112-115.

11. Readings B. The University in ruins. Cambridge, Mass., 1996. - 304 p.

12. Фортунатова В.А. Инноватика как вид образовательно-педагогического динамизма // Инновационные ресурсы развития российского образования на современном этапе его модернизации: материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 21-22 декабря 2009 г. Н.Новгород: НГПУ, 2009. - 587 с.

13. UNESCO Roadmap for implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development. UNESCO, 2014. - 39 p.

14. Платонова Ю.А. Вера в постижении пути жизни человека: автореф. дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2010.

15. Лебеденко Ю.И. Критерии научности интернет-знаний // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 1. С. 86-92

16. Фортунатова В.А. Культура и образование: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2010. - 411 с


Рецензия

Для цитирования:


Фортунатова В.А., Платонова Ю.А. Тривилизация образования как модель социальной динамики в современных информационных условиях. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2015;(1):23-40. https://doi.org/10.17726/philIT.2015.9.1.37.03

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)