Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Философское и лингвистическое обоснование визуального языка фотографии

https://doi.org/10.17726/philIT.2016.12.2.7

Аннотация

Статья посвящена проблеме визуализации. В ней представлена попытка философского и лингвистического обоснования визуального языка фотографии. Главным отличием фотографии от изображений, представленных другими видами визуальных искусств, является не воспроизведение объектов, а максимально приближенная к реальности фиксация образа этой реальности. В момент фотосъемки человек фиксирует акт существования объектов в реальном мире, их положение и взаимодействие в пространстве. В языке с помощью знаковой системы закреплено представление о реалиях окружающего мира. В акте мышления, выраженном вербальным языком, важно сочетание представлений о мире, а в акте существования, зафиксированном фотоаппаратом, важно сочетание самих реалий их количество и взаимодействие в конкретную единицу времени, в конкретной точке пространства. В статье выдвигается предположение о существовании коммуникативной, аккумулятивной и когнитивной функции визуального языка фотографии (последняя заключается в осмыслении акта существования объектов и их взаимодействия на снимке). Предпринимается попытка решения вопроса о субъекте и предикате в визуальном высказывании. Также в статье определена возможность функционального подхода к языку фотографии, теоретически обосновано существование уровней языка фотографического изображения, их возможная полевая структура. Выдвигается трактовка понятия модальности в визуальном высказывании

Об авторах

Т. Г. Комиссарова
Вологодский государственный университет
Россия


Н. А. Ястреб
Вологодский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. - С. 180-189

2. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006. - С. 180-189

3. Зенкова А. Ю. Визуальная метафора в социально-политическом дискурсе: методологический аспект // Многообразие политического дискурса. Екатеринбург, 2004. С. 39-54

4. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. Пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. - С. 297-318

5. Барт Р. «Camera lucida». Пер. с фр., послеслов. и коммент. М. Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997. - 80 с

6. Барт Р. Структурализм: «за» и «против». М., 1975. - 469 с

7. Шахматов А. А. Очерк современного русского литературного языка. М.: Учпедгиз, 1941. - 288 с

8. Безруков А. Н. Рецепция художественного текста: функциональный подход. Вроцлав, 2015. - 301 с


Рецензия

Для цитирования:


Комиссарова Т.Г., Ястреб Н.А. Философское и лингвистическое обоснование визуального языка фотографии. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2016;(2):84-95. https://doi.org/10.17726/philIT.2016.12.2.7

For citation:


Komissarova T.G., Yastreb N.A. Philosophical and linguistic rationale for the visual language of photography. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2016;(2):84-95. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2016.12.2.7

Просмотров: 207


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)