Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Сюнейдофрения и инет-сюнейдофрения (Ф. М. Достоевский, «чрезмерное сознание» и его онтологические истоки)

https://doi.org/10.17726/philIT.2017.1.1.

Аннотация

В работе рассматривается феномен «чрезмерного сознания», который был впервые художественно описан в работе Ф. М. Достоевского «Записки из подполья». Показано, что отличительной особенностью «чрезмерного сознания» является подавление им разума человека как целеполагающего «центра». В результате этого подавления возникает феномен «бесконечного умножения» любой цели, объявленной разумом, в интервале между зеркалами «Я» и «не-Я». Невозможность сделать выбор приводит к тому, что автор называет «сюнейдофренией» (от гр. Συνείδηση - «сознание» и Φρήν - «ум»), - умственному заболеванию , при котором «чрезмерное сознание» подавляет целевую и синтетическую работу разума. Показано также, что история европейской философии (культуры) всегда находилась перед выбором между двумя доминирующими направлениями мысли: 1) «сократизмом», полагавшим, что за ответом на вопрос «кто есть человек?» следует обращаться к «зеркалу сознания», пользуясь максимой «познай самого себя», и 2) «платонизмом», утверждавшим, что за ответом на этот вопрос следует обращаться к «зеркалу Космоса». Кроме того, отмечено, что анализ появления сознания, связанный с рождением «не-Я» из «Я», приводит к 1) неподконтрольно- сти самого «не-Я»; 2) псевдопарадоксу и 3) редукции «не-Я» ad infinitum. В работе также продемонстрировано, что в условиях возникновения киберпространства «сюнейдофрения» приобретает форму «инет-сюнейдофрении», в которой роль «не-Я» выполняет анонимное (неанонимное) сетевое сообщество. В условиях доминирования «зеркала сетевого созна- ния» зависимый индивид становится полностью управляемым. Несмотря на очевидный поворот в современной философии к «зеркалу сознания», позитивный путь к «зеркалу Космоса» по-прежнему открыт.

Об авторе

А. Н. Павленко
Институт философии Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Бард А., Зондерквист Я. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 252 с. (Bard A., Zonderquist Ja. Netokratija, Novaja pravyaschaja elita I zhizn posle kapitalisma. SPb.: Stokgolmskaja shkola ekonomiki v Sankt-Penterburge, 2004. - 252 p.)

2. Витгенштейн Л. Лекция по этике // Историко-философский ежегодник’89. М.: Наука, 1989. - С. 238-246. (Wittgenstein L. Lecture on ethics // Istoriko-filosofskij ezhegodnik’89. М.: Nauka, 1989. - P. 238-246.)

3. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети: модели влияния, управления и противоборства. М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. - 228 с. (Gubanov D. A., Novikov D. A., Chhartishvili A. G. Socialnie seti: modeli vlijanija, upravlenija i protivoborstva. M.: Izdatelstvo physico-mathematicheskoi literaturi, 2010. - 228 p.)

4. Декарт Р. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989, Т. 1. (Descartes R. Sochinenija v dvuch tomach. M.: Misl, 1989, T. 1.)

5. Достоевский Ф. М. Полное собрание художественных произведений в 12 томах. Рига: Издательство «Жизнь и культура», 1928. (Dostoevsky F. M. Polnoe sobranie chudozhestvennich proezvidenij v 12 tomach. Riga: Izdatelsvo «Zhizn I kultura», 1928.)

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: АСТ, 2016. - 256 с. (Ortega y Gasset. Vosstaie mass. M.: ACT, 2016. - 256 p.)

7. Павленко А. Физика и театр: трагедия представления // Человек. 1999. № 4 (Pavlenko A. Physika I theatr: tragedija predstavlenija // Chelovek. 1994. № 4.)

8. Павленко А. Возможность техники. СПб.: Алетейя, 2010. - 224 с. (Pavlenko A. Vozmozhnost techniki. SPb.: Aletheija, 2010. - 224 p.)

9. Павленко А. Пределы интерсубъективности. Критика коммуникативной способности обоснования знания. СПб.: Алетейя, 2012. - с. (Pavlenko A. Predeli intersubjektivnosti. Kritika kommunikativnoi sposobnosty obosnovanija znannija. SPb.: Aletheija, 2012. - 278 p.)

10. Павленко А. Лекции о Достоевском. СПб.: Алетейя, 2016. - 272 с. (Pavlenko A. Lekcii o Dostoevskom. SPb.: Aletheija, 2012. - 272 p.)

11. Перов Н. Вред социальных сетей: влияние на психику. URL: http://nperov.ru/soznanie/vred-socialnyx-setej-vliyanie-na-psixiku (Perov N. Vred socialnich setej: vlijanie na psychiku. URL: http://nperov.ru/ soznanie/vred-socialnyx-setej-vliyanie-na-psixiku.)

12. Платон. Тимей / Собрание сочинений в четырех томах. М.: Мысль, 1994. Т. 3. (Platon. Timej / Sobranie sochinenij v chetirech tomach. M.: Misl, 1994. T. 3.) background image

13. Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1987. - 333 с. (Philosophiaja, logika, jazik. M.: Progress, 1987. - 333 p.)

14. Хоган Б. Анализ социальных сетей в Интернете. URL: https://postnauka. ru/longreads/20259. (Hogan B. Analiz socialnich setey v internete. URL: https://postnauka.ru/longreads/20259.)

15. Chalmers D. J. The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. New York, Oxford: Oxford University Press, 2002. - 432 p.

16. Wright von G.H. «Time, Change and Contradiction» in «Philosophical Papers of Georg Henrik von Wright», Volume II, Philosophical Logic, Cornell University Press, Ithaka, New York, 1983. - P. 115-131.


Рецензия

Для цитирования:


Павленко А.Н. Сюнейдофрения и инет-сюнейдофрения (Ф. М. Достоевский, «чрезмерное сознание» и его онтологические истоки). Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2017;(1):4-25. https://doi.org/10.17726/philIT.2017.1.1.

For citation:


Pavlenko A.N. Syneidofreniya and Inet-Syneidofreniya (F. M. Dostoyevsky, “excessive consciousness” and its ontological beginnings). Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2017;(1):4-25. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2017.1.1.

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)