Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Интерпретация классического либертарианского определения свободы воли Р. Кейном

https://doi.org/10.17726/philIT.2020.1.6

Аннотация

В настоящей статье исследуются особенности проблематизации либертарианской свободы воли, обращение к которой становится особо актуальным в связи с требованием натурализма, выдвигаемого современной научной картиной мира. Американский философ Р. Кейн настаивает на том, что для разрешения проблемы в ее современном виде необходимо переосмыслить традиционные либертарианское и компатибилистское определения свободы воли в их непосредственной связи. Свои классические очертания данные определения получили в рамках полемики Т. Гоббса и Д. Брэмхолла, в рамках которой Т. Гоббс дает компатибилистское определение свободы воли, совместимое с детерминизмом, но лишь на уровне обыденного языка. Р. Кейн предлагает обратить большее внимание на его оппонента, который учитывает более глубокие интуиции. От данного определения зависит то, каким образом мы рассматриваем сопряженные понятия, такие как моральная ответственность, истинное творчество, любовь, достоинство личности и т. д. Продолжая «линию Брэмхолла», Р. Кейн дорабатывает классическое либертарианское определение свободы воли и показывает его возможную совместимость с современным научным пониманием мира, концептуализируя проблематику при помощи таких понятий, как «множественная рациональность», «формирующие самость действия», «расколотая воля» и т. д. Главной задачей данной статьи является ответ на вопрос о том, почему, с точки зрения Р. Кейна, редукция традиционного понимания свободы воли является не только излишней, но и пагубной.

Об авторе

Н. И. Брагина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Секацкая М. А. Моральная ответственность без свободы воли. Аргумент в пользу натуралистической этики // Вопросы философии. 2014. № 10. С. 151-161.

2. Kane R. The Significance of Free Will. New York: Oxford University Press, 1996.

3. Кейн Р. Свобода воли: ускользающий идеал. Пер. с англ. Н. С. Поповой-Никитюк; под ред. М. А. Секацкой // Философия. Журнал Высшей школы экономики, 2017. Т. I, № 4. С. 141-189.

4. Russel P. Pessimists, pollyannas, and the new compatibilism. The Oxford Handbook of Free Will (1 ed.), 2009.

5. Douglass R. Rousseau and Hobbes: Nature, Free Will, and the Passions. Oxford University Press, 2017.

6. Hobbes and Bramhall on Liberty and Necessity, edited by Vere Chappell. Cambridge University Press, 1999.

7. Dennett D. S. Elbow Room. Oxford: MIT Press, 1984.

8. Dennett D. S. Freedom evolves. Penguin books, 2004.

9. Секацкая М. А., Попова-Никитюк Н. С. Натуралистическое либертарианство Роберта Кейна // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. I, № 4. С. 141-189.

10. Place U. T. Is consciousness a brain process // British Journal of Psychology. 1957.


Рецензия

Для цитирования:


Брагина Н.И. Интерпретация классического либертарианского определения свободы воли Р. Кейном. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2020;(1):68-79. https://doi.org/10.17726/philIT.2020.1.6

For citation:


Bragina N.I. Robert Kane’s rethinking of traditional libertarian free will. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2020;(1):68-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2020.1.6

Просмотров: 181


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)