Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Эвристическое моделирование рефлексии в рефлексивных играх 

https://doi.org/10.17726/philIT.2023.2.5

Аннотация

Функционирование субъекта в меняющейся среде наиболее эффективно с точки зрения выживания, если субъект способен формировать и сохранять внутренние представления о внешнем мире, а также использовать эти представления для принятия решений. Внутреннее представление (репрезентация) внешнего мира также называется рефлексией в широком смысле. Ее наличие позволяет побеждать в рефлексивных играх, т. к. внутреннее представление о противнике позволяет прогнозировать его поведение. В работе оценивается рефлексивный потенциал эвристических модельных объектов – искусственных нейронных сетей – в рефлексивных играх «Чет-нечет» и «Камень-ножницы-бумага». Использовались гомогенные полносвязные нейронные сети малых размеров (от 8 до 45 нейронов). Игры проводились между нейронными сетями с различными конфигурациями и параметрами (размер, величина шага модификации весовых коэффициентов). Представлен набор критериев рефлексивности, соотносящихся с разными уровнями рассмотрения: нейрональным, поведенческим, формальным. С помощью нейронных сетей различных конфигураций показана транзитивность формального успеха в игре. Наиболее успешные конфигурации, тем не менее, могут не соответствовать другим критериям рефлексивности. Выдвигается гипотеза, что наилучшее соответствие критериям и, как следствие, универсальная успешность в задачах на рефлексию достижимы для гетерогенных конфигураций с иерархической структурой.

Об авторах

Г. М. Маркова
Институт фундаментальной биологии и биотехнологий, Сибирский федеральный университет ; Институт биофизики Сибирского отделения РАН – обособленное подразделение ФГБНУ Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН»
Россия

Маркова Галия Муратовна, аспирант, ассистент, кафедра биофизики, лаборант, лаборатория теоретической биофизики

Красноярск 



С. И. Барцев
Институт фундаментальной биологии и биотехнологий, Сибирский федеральный университет ; Институт биофизики Сибирского отделения РАН – обособленное подразделение ФГБНУ Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН»
Россия

Барцев Сергей Игоревич, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник, лаборатория теоретической биофизики ; профессор, кафедра биофизики

Красноярск 



Список литературы

1. Land M. F. Do we have an internal model of the outside world? // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. – 2014. – Vol. 369, No 1636. – P. 20130045.

2. Dehaene S., Lau H., Kouider S. What is consciousness, and could machines have it? // Robotics, AI, and Humanity: Science, Ethics, and Policy. – 2021. – P. 43-56.

3. Breazu M., Volovici D., Morariu D. I., Crețulescu R. G. On Hagelbarger’s and Shannon’s matching pennies playing machines // International Journal of Advanced Statistics and IT&C for Economics and Life Sciences. – 2020. – Vol. 10, No 1. – P. 56-66.

4. Wang Z., Xu B., Zhou H. J. Social cycling and conditional responses in the Rock-Paper-Scissors game // Scientific reports. – 2014. – Vol. 4, No 1. – P. 5830.

5. Фон Нейман Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. – М.: Мир, 1971. – С. 382. (Von Neumann J.Theory of self-reproducing automata. – M.: Mir, 1971. – P. 382.)

6. Bartsev S., Markova G. Recurrent and multi-layer neural networks playing “Even-Odd”: reflection against regression // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – IOP Publishing, 2020. – Vol. 734, No 1. – P. 012109.

7. Bartsev S.I., Markova G.M. Does a Recurrent Neural Network Use Reflection During a Reflexive Game? // International Conference on Neuroinformatics. – Cham : Springer International Publishing, 2022. – P. 148-157.

8. Markova G.M., Bartsev S.I. Does a Recurrent Neural Network Form Recognizable Representations of a Fixed Event Series? // International Conference on Neuroinformatics. – Cham : Springer Nature Switzerland, 2023. – P. 206-213.

9. Bertschinger N., Natschläger T. Real-time computation at the edge of chaos in recurrent neural networks // Neural computation. – 2004. – Vol. 16, No 7. – P. 1413-1436.

10. Grassberger P., Procaccia I. Measuring the strangeness of strange attractors // Physica D: nonlinear phenomena. – 1983. – Vol. 9, No 1. – P. 189-208.

11. Bak P., Tang C., Wiesenfeld K. Self-organized criticality: An explanation of the 1/f noise // Physical Review Letters. – 1987. – Vol. 59. – P. 381-384.

12. He B. J. Scale-free brain activity: past, present, and future // Trends in cognitive sciences. – 2014. – Vol. 18, No 9. – P. 480-487.

13. Zhang M., Sun Y., Saggar M. Cross-attractor repertoire provides new perspective on structure-function relationship in the brain // Neuroimage. – 2022. – Vol. 259. – P. 119401.


Рецензия

Для цитирования:


Маркова Г.М., Барцев С.И. Эвристическое моделирование рефлексии в рефлексивных играх . Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2023;(2):61-79. https://doi.org/10.17726/philIT.2023.2.5

For citation:


Markova G.M., Bartsev S.I. Heuristic modeling of reflection in reflexive games. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2023;(2):61-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2023.2.5

Просмотров: 420


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)