Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Аналогия как базовая функция мышления

https://doi.org/10.17726/philIT.2024.2.2

Аннотация

Автор проводит аналитическое исследование, в котором выдвигается гипотеза о роли аналогии в мышлении. В статье представлена критика гипотезы структурного отображения в аналогии как объяснения аналогичного аргумента и будет предложено альтернативное объяснение — функциональная гипотеза аналогичного аргумента. Также будет показано, как при помощи разработанного метода аналогии могут реализовываться такие функции мышления, как распознавание и память, метафора и силлогизм, обобщение и онтология, дедукция и индукция. Отстаивается гипотеза, что эти разные функции есть не более чем разные проявления одного механизма распространения схем мышления через аналогию. В предыдущей нашей работе [1] мы описали результаты экспериментов по получению аналогов слов на основе статистики предикатов, извлеченных из текстов простым парсером. В данной статье, продолжая тему аналогии, мы проанализируем два аспекта: как находятся аналогичные выражения (аналогичный аргумент) при решении задач и обучении; какова роль аналогии в мышлении, а именно: какие процессы мышления реализуются при помощи аналогии. В статье критически рассмотрены наиболее известные подходы к объяснению и попыткам реализации аналогии. Нами предлагается другая гипотеза, называемая функциональной аналогией, которая отличается простотой объяснения аналогичного аргумента, большим соответствием примерам аналогии и программной реализации.

Об авторе

А. Хомяков

Россия

Александр Хомяков, магистр физических наук

Санкт-Петербург 



Список литературы

1. Хомяков А. Б., Чижик П. Новый способ нахождения аналогов как возможность исследования языка, мышления и построения систем искусственного интеллекта // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2024. № 1. С. 77-88. https://doi.org/10.17726/philIT.2024.1.5

2. Forbus K. D., Falkenhainer B., Gentner D. The Structure-Mapping Engine: Algorithm and Examples // Artificial Intelligence. Volume 41, Issue 1, November 1989. P. 1-63.

3. Kokinov B., Petrov A. Integration of Memory and Reasoning in AnalogyMaking: The AMBR. https://www.researchgate.net/publication/2593827.

4. Gentner D., Holyoak K. J., Kokinov B. N. The Analogical Mind Perspectives from Cognitive Science. MIT Press, 2000541 pages.

5. Chollet F. It’s Not About Scale, It’s About Abstraction. https://youtu.be/s7_NlkBwdj8?si=ENkRbgMZMI84MaJg.

6. Fodor J. A., Pylyshyn Z. W. Connectionism and cognitive architecture: A critical analysis // Cognition, Volume 28, Issues 1-2, March 1988. P. 3-71. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0010027788900315.

7. Hofstadter D., Mitchell M. The copycat project: A model of mental fluidity and analogy-making. https://www.researchgate.net/publication/243649607.

8. Forbus K. D., Gentner D., Law K. MAC/FAC: A model of similaritybased retrieval // Cognitive Science, Volume 19, Issue 2, April–June 1995. P. 141-205.

9. Hesse M. Analogy and Confirmation Theory // Published online by Cambridge University Press: 14 March 2022, https://www.cambridge.org/core/journals/philosophy-of-science/article/abs/analogy-and-confirmationtheory.

10. Fauconnier G., Lakoff G. On Metaphor and Blending // Cognitive Semiotics, 5(1-2), December 2009.

11. Hofstadter D. Fluid Concepts and Creative Analogies // Harvester Wheatsheaf, 1995. 250 p.

12. Holyoak K. J., Thagard P. The analogical mind // American Psychologist, 1997. P. 35-44.


Рецензия

Для цитирования:


Хомяков А. Аналогия как базовая функция мышления. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2024;(2):23-41. https://doi.org/10.17726/philIT.2024.2.2

For citation:


Khomyakov A.B. Analogy as a basic function of thinking. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2024;(2):23-41. (In Russ.) https://doi.org/10.17726/philIT.2024.2.2

Просмотров: 207


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)