№ 2 (2018)
4-24 430
Аннотация
Иероглифические культуры у ряда исследователей ассоциируются с особым когнитивным типом, условно называемым «правополушарным». Одна из способностей правого полушария - производить мысленное вращение и перемещение фигур в пространстве. Статья посвящена рассмотрению явления конструирования письменных знаков путем мысленного визуального оперирования графемами, присущего китайской культуре благодаря иероглифичности китайской письменности. Создание новых смыслов путем пространственного оперирования графемами встречалось в китайской письменной культуре на протяжении всей ее истории (рассмотрены примеры из общеупотребительной иероглифики, иероглифов, создаваемых для перевода научных текстов с химической терминологией, а также загадки как пример фольклорного творчества). Современный новый пласт письменной культуры - культура интернет-коммуникации - продукт, создаваемый одновременно огромным количеством пользователей и имеющий колоссальное число «потребителей», воспринял это явление с большой долей естественности. Отдельные «новые» иероглифы получают «вирусное» хождение по сети и становятся общеизвестными мемами. Сделан вывод относительно глубокой укорененности когнитивной «привычки» китайцев оперировать образами (графемами) для создания новых смыслов, что может говорить в пользу широкой распространенности пространственно-образного когнитивного стиля (называемого нами условно «правополушарным») у носителей китайской культуры
25-33 151
Аннотация
Термин, вынесенный в заглавие статьи, недавно появился в англоязычной научной литературе и выражает обобщение двух ключевых понятий своей проблематики: Википедия и эпистемология. Выступая в качестве объекта научного интереса, проект «Википедия» обычно встаёт в один ряд с энциклопедиями, которые во все времена служили средством трансляции научного знания. Однако эпистемологический статус Википедии не тождественен статусу энциклопедий, и обоснование этого решения является целью данной работы. Для достижения этой цели Википедия анализируется сначала как энциклопедия, а затем, с учётом выявленных характеристик, как самостоятельный объект. Ещё недавно сама идея сравнения эпистемических культур научного сообщества и Википедии, равно как и идея наличия у Википедии специфической эпистемической культуры, вызвала бы много противоречий. Однако в ходе исследования выявляется возможность как минимум двух новых измерений Википедии: как источника знаний об объектах интереса и как источника знаний об информационном компромиссе современного общества. В результате работы к дискуссии предложено заключение о том, что вики-проекты способны влиять и заметно изменять познавательные практики
34-49 173
Аннотация
В статье представлена интерпретация информационного конфликта в рамках модели «субъект-полисубъектного» коммуникативного взаимодействия. Рассмотрены коммуникативные системы информационного конфликта - линейные и мультилинейные, которые в коммуникативном пространстве конфликта создают единую саморазвивающуюся систему. Обосновано положение о том, что трансформация субъективности, приводящая к изменению деятельности субъекта, является целью информационного конфликта и достигается методом многоуровневого коммуникативного воздействия
50-71 154
Аннотация
В статье обсуждаются и обосновываются следующие тезисы. 1. Понятие рациональности несовместимо с теми законосообразными (алгоритмическими) процессами/системами, собственные ресурсы которых не позволяют рассматривать процедуру целеполагания как внутреннее свойство самого этого процесса/системы. 2. В частности, понятие цели бессмысленно в рамках онтологий с безальтернативным будущим, поэтому феномен рациональности логически несовместим с детерминизмом. 3. К числу необходимых условий возможности рационального действия следует относить а) виртуальные онтологии, сочетающие детерминистические и вероятностные принципы, которые помимо этого б) допускают внутри себя онтологическую интерпретацию понятию интенциональности, а также в) обладающие нетривиальной топологией значимостей. Перечисленные аспекты позволяют понять, каким образом процедуры целеполагания могут конституироваться как моменты внутренней определенности того процесса/системы, рациональность которого стоит под вопросом. Вне и помимо этих условий никакой рациональности не существует. В частности, отсутствие хотя бы одного из указанных условий не позволяет создавать теоретические, и тем более компьютерные модели рационального поведения. 4. Справедливость обозначенных тезисов, которую, разумеется, нужно еще дополнительно обосновывать и конкретизировать, позволяет утверждать также, что существо человеческой свободы исчерпывается понятием автономной рациональности
72-91 300
Аннотация
Статья нацелена на прояснение места трудной проблемы сознания в философии сознания в XX веке. В ней отмечается, что изучение феноменальных аспектов сознательного опыта было популярным как в начале, так и в конце XX века. В начале XX века исследования сознания направлялись, скорее, эпистемологическими вопросами, чем вопросами метафизики. В этот период существовало как минимум три подхода к пониманию сознания: теория чувственных данных, интенционализм и прямой реализм. Примечательной особенностью философии сознания второй половины XX века было возрождение метафизики сознания в контексте аналитической философии. В статье предлагается ответ на вопрос: что делает возможным такое возрождение и возникновение трудной проблемы сознания? Основной вывод статьи заключается в том, что трудная проблема сознания и возрождение метафизики сознания были обусловлены появлением такой теории восприятия, как адвербиализм. Однако, поскольку позиция адвербиализма не является интуитивно очевидной, поскольку существуют конкурирующие интерпретации феноменальных аспектов сознательного опыта, постольку это позволяет нам подвесить основания для принятия адвербиализма и избежать трудной проблемы сознания.
92-110 177
Аннотация
Психологи и нейрофизиологи, объединённые симпатией к концепции «биологического мозга», полагают, что главными движущими силами мозговой деятельности являются не электрические импульсы (спайки), а нейротрансмиттеры, и что по крайней мере значительная часть когнитивной деятельности мозга совершается не в нейронных сетях или ансамблях, вообще не в пространстве между нейронами, а внутри отдельных нейронов, где взаимодействуют нейрохимическая и генетическая «машины». Из этих соображений делается вывод о принципиальной невозможности моделирования когнитивных функций, поскольку опора на химические и генетические механизмы воспринимается как их принципиальная субстратозависимость, а моделировать можно только переносимые функции. В статье даётся логико-методологический анализ этой концепции и, в частности, предлагается различение сильной и слабой субстратозависимости. Так, модулирующую роль нейротрансмиттеров, абстрактно говоря, можно симулировать с помощью других физических механизмов при сохранении их функций. Далее показывается, что факты и данные, на которые опирается эта школа, хорошо ассимилированы конкурирующими - нейросетевыми - теориями.
111-127 140
Аннотация
Появление в середине XX века кибернетики - это очень значимое событие, которое пока недооценено и даже не зафиксировано нормальным, однозначным образом. Для автора статьи, кибернетика особенно ценна и интересна тем, что она впервые открыла и стала изучать закономерности совершенно нового класса - «универсальные закономерности». Классические науки изучали «субстратные» свойства и закономерности, свойственные объектам одной субстратной природы. Вместе с рождением кибернетики вдруг выяснилось, что объекты различной субстратной природы обладают многими общими и существенными свойствами. Проблема, однако, состоит в том, что исследования универсальных закономерностей так и не выделились как самостоятельная и единая область познания. В статье рассмотрены причины такой ситуации. Показано также, что исследования такого рода можно однозначно выделить, как «трансдисциплинарные исследования в универсальном значении» или как «исследования универсального типа»
ISSN 2305-3763 (Online)