Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск

Мифология электронных денег в культуре информационного общества

Аннотация

Цель исследования - определить специфические черты мифологии электронных денег в культуре информационного общества. В статье выделяется три основных аспекта проблемы. Во-первых, мифология денег включает в себя ряд заблуждений в области экономических знаний. Основным заблуждением является убеждение, что электронные деньги - это в первую очередь материальный носитель информации о количестве денежных единиц на счете. В данном заблуждении информация и форма ее презентации рассматриваются как неразрывное целое. Во-вторых, современная мифология денег представлена иррациональными идеями о том, как они могут быть приобретены. В частности, возникает идея, что электронные деньги появляются в результате игры случая, как следствие удачи, как «чудо». В-третьих, мифология денег является вторичной семиотической системой, совокупностью дополнительных смыслов, в которых отражается воздействие мира финансов на человека и общество. Особенностью мифологии электронных денег в семиотическом смысле является четко выраженная тенденция мистификации, интерпретации денег как самостоятельной магической силы, неподвластной людям, но непосредственно влияющей на них. Тенденция мистификации напрямую связана с особенностями самих электронных денег - их невещественностью и самореферентностью.

Об авторе

А. П. Никитин
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Россия


Список литературы

1. Belk R.W., Wallendorf M. The Sacred Meanings of Money // Journal of Economic Psychology. - 1990. - № 11. - P. 35-67.

2. Sarlenga S.A. The Lost Science of Money. The Mythology of Money - The Story of Power. - NY: American Monetary Institute, 2002. - 739 p.

3. Глузман С.А. Деньги в мифологическом сознании человека: вчера и сегодня. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 192 с.

4. Зарубина Н.Н. О мифологии денег в российской культуре // Социологические исследования. - 2007. - № 3. - С. 43-52.

5. Никитин А.П. Миф денег сегодня // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2016. - № 17. - С. 74-77.

6. Барышников П.Н. Мифология современности // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2006. - № 1. - С. 182-189.

7. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России. - М.: АИРО-ХХ, 2003. - С. 17-35.

8. Горшков А.В. Экономический миф: сущность, формы, функции // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 19. - С. 12-20.

9. Фетисов С.К. Семиотическая сущность денег // Экономический журнал. - 2010. - № 18. - С. 72-78.

10. Пелевин В.О. Истории и рассказы. - СПб.: Азбука, 2015. 512 c.

11. Лиетар Б.А. Душа денег. - М.: Олимп, АСТ, 2007. - 365 с.

12. Никитин А.П. Значение денег в процессах глобализации и фрагментации // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2013. - № 4 (12). - С. 26-30.

13. Zelizer V. The Social Meaning of Money: «Special Monies» // American Journal of Sociology. - 1989. - № 95. - P. 342-377.

14. Архипова А., Фрухтманн Я. (сост.) Фетиш и табу: антропология денег в России. - М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2013. - 528 с.

15. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

16. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

17. Пелевин В.О. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: избранные произведения. - М.: Эксмо, 2003. - 384 с.

18. Пелевин В.О. Empire "V". Повесть о настоящем сверхчеловеке. - М.: Э, 2018. - 416 с.


Рецензия

Для цитирования:


Никитин А.П. Мифология электронных денег в культуре информационного общества. Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2020;(2):4-18.

For citation:


Nikitin A.P. The mythology of electronic money in the culture of the information society. Philosophical Problems of IT & Cyberspace (PhilIT&C). 2020;(2):4-18. (In Russ.)

Просмотров: 171


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)