Preview

Философские проблемы информационных технологий и киберпространства

Расширенный поиск
№ 2 (2015)

ОТ РЕДАКЦИИ

ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ И ПРОБЛЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

9-26 417
Аннотация
Одной из актуальных задач современной философии информатики, попытка решения которой предпринята в настоящей статье, является классификация и систематизация основных подходов к определению такого многозначного феномена, как информация. Предлагается разграничить обыденное понимание информации, а также философские и общенаучные подходы к ее исследованию. В работе отмечается, что с философских позиций информация рассматривалась преимущественно в советской философии. В качестве основных философских концепций информации выделяются субстанциональная, атрибутивная и функциональная, распространенные и в настоящее время. Первой из научных теорий информации стала математическая, или вероятностно-статистическая, концепция, уделяющая особое внимание количественным аспектам информации и отождествляющая термины «информация» и «количество информации». С 1950-х годов исследовательский интерес смещается к изучению качественных и ценностных аспектов информации, что находит выражение в формировании семантической и витальной теорий информации. В 1980-90-е годы начинают складываться синергетические концепции информации, синтезирующие количественные и качественные подходы. В настоящее время категория «информация» активно разрабатывается представителями естественных, технических и социально-гуманитарных наук, что требует ее философского переосмысления и выявления ее сущностных свойств.
27-41 168
Аннотация
В статье описывается процесс возникновения информации с онтологической точки зрения. Информация рассматривается в контексте философской концепции отражения. В этом аспекте она определяется как образ объекта в ином объекте. Исходя из такого понимания информации, выстраивается онтологическая модель процесса ее возникновения. Понятие образа ассоциируется с понятием формы. Форма определяется, с одной стороны, как то, в чем совпадают или могут совпадать материальные объекты, не совпадающие пространственно и структурно. С другой стороны, форма представляет собой совокупность отношений объектов (материальных или формальных), образующих единое целое. В статье устанавливается различие между локальной и нелокальной формой материального объекта. Локальная форма существует в пространстве, в котором наличествуют материальные части оформленного объекта. Нелокальная форма является продуктом совокупности форм, которые соотносятся с ней без признаков локализации. В статье показано, что локальные формы не передаются от одного объекта к другому. Передаются только нелокальные формы, которые в результате становятся образами исходных объектов в иных объектах. Утверждается, что процесс дублирования нелокальных форм не имеет пространственных характеристик. Делается вывод о том, что возникновение информации есть передача нелокальных форм от источников к носителям информации.
42-56 190
Аннотация
Интерпретация искусственного интеллекта с позиций философского фикционализма позволила обсудить условия технологизации образования как процесса усиления уровня дискурсивной силы мышления учащихся. Искусственный интеллект получил расширительное истолкование как воплощение литературного образа, который не имеет однозначной связи с областью логических формализмов и математических алгоритмов действия и общения. Автор применил методы, свойственные семиотическому подходу, предложенному Борисом Успенским и Юрием Лотманом. Удалось подвергнуть критике современные версии технологизации образования, ведущие к приданию абсолютной ценности информационно-телекоммуникационным технологиям. Рост методологи- ческой культуры учащихся, оформленный в виде функционального словообразования новых средств описания изучаемых предметов, был связан с развитием дискурсивной силы мышления. Результаты исследования открыли новые перспективы в понимании места и роли искусственного интеллекта в рамках образовательной практики

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

57-74 143
Аннотация
Большую роль в преодолении духовного кризиса и поддержании нравственного климата в современном обществе играет гуманизм с его диалогической культурой. Сегодня гуманизм приобретает смысл общественного идеала, предполагающего рассмотрение человека высшей ценностью. Как самостоятельное исторически меняющееся социокультурное явление, гуманизм утверждает потребность в сохранении нравственных основ, необходимых для развития человека и общества. Основополагающей ценностью гуманизма информационного общества является толерантный диалог, который основывается на признании равноценности всех людей, утверждении гуманистической направленности информационно-коммуникативной деятельности, поиске новых способов организации диалогических отношений между людьми. В условиях информационного общества актуализируется проблема кризиса гуманизма, преодоление которого напрямую зависит от формирования гуманистических принципов и новой системы нравственных ценностей и информационной культуры личности.
75-86 150
Аннотация
В данной работе подвергается анализу проблема формирования «моральных технологий», которые сегодня воздействуют на поведение своих пользователей в сфере информационно-компьютерных технологий. Сначала идея создания «моральных технологий» была подвергнута резкой критике, а сейчас «убедительные технологии» активно вторгаются в повседневность. Технологии играют роль посредника в отношениях между людьми и реальностью. Технологические посредники как человеческие существа находятся в мире своих пользователей, способствуют формированию их действий. Они погружают человека в свою технологическую реальность и существуют для него, помогая сформировать человеческие переживания и интерпретации реальности. Моральная ответственность проектировщика тогда сводится к предупреждению, оценке и проектированию качества этого посредничества. Анализ технологического посредничества позволяет выделить следующие его формы: посредничество восприятия, посредничество действия, технологии создания доступных вариантов действий, посредничество решений, посредничество других практик, посредничество моральных ценностей, представлений и норм
86-104 224
Аннотация
Статья посвящена исследованию предпосылок становления киберпедагогики. Освещены пять информационных революций и ключевые события в истории развития информационно-коммуникационного общества, а также философские воззрения на реалии современного мира, в частности на киберпространство и Интернет. Киберпространство охарактеризовано как новая среда жизнедеятельности человека и фактор социальных и интрапсихических изменений. Описаны такие ключевые особенности «Homo Cyberus» (современного человека, использующего информационно-коммуникационные технологии), как ориентированность на разум, приоритет визуального восприятия мира, всесторонняя информированность, многозадачность в деятельности, «клиповость» восприятия и мышления. Обоснована значимость развития культуры киберсоциализации каждого человека, а также киберпедагогики - науки XXI века - как основания организации современного образования с учетом влияния киберпространства на процессы обучения, воспитания и развития
104-115 192
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы становления трансгуманизма как направления в современной культурфилософии. Анализ истоков трансгуманизма охватывает несколько историко- культурных этапов, где формируются первоначальные предпосылки этого направления. Проблема корней трансгуманизма соотносится в статье с античной культурой, европейским Ренессансом, Просвещением и другими культурными парадигмами. В диахронном анализе особо выделяются несколько констант, указывающих на определенную связь трансгуманизма и предшествующей культурфилософской традиции (рационализм, антропоцентризм и др.).

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

116 166
Аннотация
В данной статье рассмотрена возможность применения биологического подхода к построению системы запросов к иерархической базе данных на основе нейронной сети. Дано краткое описание формального нейрона и простейшей модели его обучения с подкреплением. Приведена структура модели базы данных и раскрыто содержание ее уровней. Построена модель трехслойной нейронной сети с обучением, способная обрабатывать запросы в режимах как с мягкими, так и с жестким критериальными ограничениями, определены ее свойства и сформулировано математическое описание ее элементов. Разработаны алгоритмы функционирования и обучения представленной модели. Приведены результаты реализации разработки для базы данных книг. Показана эффективность предлагаемого подхода, установлена конструктивность полученной модели и определены направления для дальнейших исследований
127-139 144
Аннотация
В статье проанализированы известные системы анализа текстов на наличие плагиата. Предложен новый метод лингвистического анализа, который определяет латентные ассоциативно-семантические зависимости во множестве документов. Данный метод позволяет: частично устранять омонимию, полисемию и синонимию; исправлять слова, написанные с орфографическими и техническими ошибками; учитывать синтаксические отношения, логику построения терм в контексте предметной сферы. Разработанный алгоритм семантического сравнения нечеткой текстовой информации (исходный текст, представленный для проверки на естественном языке в произвольной форме, с вариантами текстов, имеющихся в локальных базах данных, и контентом Интернета) предусматривает автоматическую конвертацию исходного текста на естественном языке к внутрисистемному виду, экстракцию лексических единиц текста с последующим осуществлением морфологического, синтаксического, семантического и прагматического анализа. Применение разработанного алгоритма позволяет устранять ошибки, которые могут быть в исходном тексте (неправильные окончания, нестандартные сокращения и т.д.), определять принадлежность исходного текста к определенной предметной области, выявлять степень семантического сходства исходного текста, формировать общую оценку степени сходства текстов по комплексному показателю. Применение такого подхода будет повышать достоверность и обоснованность вывода о наличии плагиата в документах.
140-154 161
Аннотация
Информационная система «История философских идей» содержит интерактивные материалы, описывающие историю основных идей, концепций, проблем в области философии. Информационная система использует принцип «машины времени», когда пользователь, рассматривая идею в конкретный момент времени, получает модель в состоянии, соответствующем заданному периоду, при этом актуализируется не только сам объект, но и его окружение, все связанные идеи, категории, концепции. В данной статье приведена общая концепция информационной системы и описана схема представления объектов-идей. Рассмотрены аспекты реализации предложенной модели средствами CMS и CCK, показана технология генерации конечного кода страниц с контентом. Модель информационной системы, разработанное программное обеспечение, методика организации философского контента могут быть использованы для создания аналогичных информационных систем по другим областям знаний.

РЕЦЕНЗИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2305-3763 (Online)