№ 2 (2015)
ОТ РЕДАКЦИИ
ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИИ И ПРОБЛЕМА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
9-26 417
Аннотация
Одной из актуальных задач современной философии информатики, попытка решения которой предпринята в настоящей статье, является классификация и систематизация основных подходов к определению такого многозначного феномена, как информация. Предлагается разграничить обыденное понимание информации, а также философские и общенаучные подходы к ее исследованию. В работе отмечается, что с философских позиций информация рассматривалась преимущественно в советской философии. В качестве основных философских концепций информации выделяются субстанциональная, атрибутивная и функциональная, распространенные и в настоящее время. Первой из научных теорий информации стала математическая, или вероятностно-статистическая, концепция, уделяющая особое внимание количественным аспектам информации и отождествляющая термины «информация» и «количество информации». С 1950-х годов исследовательский интерес смещается к изучению качественных и ценностных аспектов информации, что находит выражение в формировании семантической и витальной теорий информации. В 1980-90-е годы начинают складываться синергетические концепции информации, синтезирующие количественные и качественные подходы. В настоящее время категория «информация» активно разрабатывается представителями естественных, технических и социально-гуманитарных наук, что требует ее философского переосмысления и выявления ее сущностных свойств.
27-41 168
Аннотация
В статье описывается процесс возникновения информации с онтологической точки зрения. Информация рассматривается в контексте философской концепции отражения. В этом аспекте она определяется как образ объекта в ином объекте. Исходя из такого понимания информации, выстраивается онтологическая модель процесса ее возникновения. Понятие образа ассоциируется с понятием формы. Форма определяется, с одной стороны, как то, в чем совпадают или могут совпадать материальные объекты, не совпадающие пространственно и структурно. С другой стороны, форма представляет собой совокупность отношений объектов (материальных или формальных), образующих единое целое. В статье устанавливается различие между локальной и нелокальной формой материального объекта. Локальная форма существует в пространстве, в котором наличествуют материальные части оформленного объекта. Нелокальная форма является продуктом совокупности форм, которые соотносятся с ней без признаков локализации. В статье показано, что локальные формы не передаются от одного объекта к другому. Передаются только нелокальные формы, которые в результате становятся образами исходных объектов в иных объектах. Утверждается, что процесс дублирования нелокальных форм не имеет пространственных характеристик. Делается вывод о том, что возникновение информации есть передача нелокальных форм от источников к носителям информации.
42-56 190
Аннотация
Интерпретация искусственного интеллекта с позиций философского фикционализма позволила обсудить условия технологизации образования как процесса усиления уровня дискурсивной силы мышления учащихся. Искусственный интеллект получил расширительное истолкование как воплощение литературного образа, который не имеет однозначной связи с областью логических формализмов и математических алгоритмов действия и общения. Автор применил методы, свойственные семиотическому подходу, предложенному Борисом Успенским и Юрием Лотманом. Удалось подвергнуть критике современные версии технологизации образования, ведущие к приданию абсолютной ценности информационно-телекоммуникационным технологиям. Рост методологи- ческой культуры учащихся, оформленный в виде функционального словообразования новых средств описания изучаемых предметов, был связан с развитием дискурсивной силы мышления. Результаты исследования открыли новые перспективы в понимании места и роли искусственного интеллекта в рамках образовательной практики
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
57-74 143
Аннотация
Большую роль в преодолении духовного кризиса и поддержании нравственного климата в современном обществе играет гуманизм с его диалогической культурой. Сегодня гуманизм приобретает смысл общественного идеала, предполагающего рассмотрение человека высшей ценностью. Как самостоятельное исторически меняющееся социокультурное явление, гуманизм утверждает потребность в сохранении нравственных основ, необходимых для развития человека и общества. Основополагающей ценностью гуманизма информационного общества является толерантный диалог, который основывается на признании равноценности всех людей, утверждении гуманистической направленности информационно-коммуникативной деятельности, поиске новых способов организации диалогических отношений между людьми. В условиях информационного общества актуализируется проблема кризиса гуманизма, преодоление которого напрямую зависит от формирования гуманистических принципов и новой системы нравственных ценностей и информационной культуры личности.
75-86 150
Аннотация
В данной работе подвергается анализу проблема формирования «моральных технологий», которые сегодня воздействуют на поведение своих пользователей в сфере информационно-компьютерных технологий. Сначала идея создания «моральных технологий» была подвергнута резкой критике, а сейчас «убедительные технологии» активно вторгаются в повседневность. Технологии играют роль посредника в отношениях между людьми и реальностью. Технологические посредники как человеческие существа находятся в мире своих пользователей, способствуют формированию их действий. Они погружают человека в свою технологическую реальность и существуют для него, помогая сформировать человеческие переживания и интерпретации реальности. Моральная ответственность проектировщика тогда сводится к предупреждению, оценке и проектированию качества этого посредничества. Анализ технологического посредничества позволяет выделить следующие его формы: посредничество восприятия, посредничество действия, технологии создания доступных вариантов действий, посредничество решений, посредничество других практик, посредничество моральных ценностей, представлений и норм
86-104 224
Аннотация
Статья посвящена исследованию предпосылок становления киберпедагогики. Освещены пять информационных революций и ключевые события в истории развития информационно-коммуникационного общества, а также философские воззрения на реалии современного мира, в частности на киберпространство и Интернет. Киберпространство охарактеризовано как новая среда жизнедеятельности человека и фактор социальных и интрапсихических изменений. Описаны такие ключевые особенности «Homo Cyberus» (современного человека, использующего информационно-коммуникационные технологии), как ориентированность на разум, приоритет визуального восприятия мира, всесторонняя информированность, многозадачность в деятельности, «клиповость» восприятия и мышления. Обоснована значимость развития культуры киберсоциализации каждого человека, а также киберпедагогики - науки XXI века - как основания организации современного образования с учетом влияния киберпространства на процессы обучения, воспитания и развития
104-115 192
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы становления трансгуманизма как направления в современной культурфилософии. Анализ истоков трансгуманизма охватывает несколько историко- культурных этапов, где формируются первоначальные предпосылки этого направления. Проблема корней трансгуманизма соотносится в статье с античной культурой, европейским Ренессансом, Просвещением и другими культурными парадигмами. В диахронном анализе особо выделяются несколько констант, указывающих на определенную связь трансгуманизма и предшествующей культурфилософской традиции (рационализм, антропоцентризм и др.).
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
116 166
Аннотация
В данной статье рассмотрена возможность применения биологического подхода к построению системы запросов к иерархической базе данных на основе нейронной сети. Дано краткое описание формального нейрона и простейшей модели его обучения с подкреплением. Приведена структура модели базы данных и раскрыто содержание ее уровней. Построена модель трехслойной нейронной сети с обучением, способная обрабатывать запросы в режимах как с мягкими, так и с жестким критериальными ограничениями, определены ее свойства и сформулировано математическое описание ее элементов. Разработаны алгоритмы функционирования и обучения представленной модели. Приведены результаты реализации разработки для базы данных книг. Показана эффективность предлагаемого подхода, установлена конструктивность полученной модели и определены направления для дальнейших исследований
127-139 144
Аннотация
В статье проанализированы известные системы анализа текстов на наличие плагиата. Предложен новый метод лингвистического анализа, который определяет латентные ассоциативно-семантические зависимости во множестве документов. Данный метод позволяет: частично устранять омонимию, полисемию и синонимию; исправлять слова, написанные с орфографическими и техническими ошибками; учитывать синтаксические отношения, логику построения терм в контексте предметной сферы. Разработанный алгоритм семантического сравнения нечеткой текстовой информации (исходный текст, представленный для проверки на естественном языке в произвольной форме, с вариантами текстов, имеющихся в локальных базах данных, и контентом Интернета) предусматривает автоматическую конвертацию исходного текста на естественном языке к внутрисистемному виду, экстракцию лексических единиц текста с последующим осуществлением морфологического, синтаксического, семантического и прагматического анализа. Применение разработанного алгоритма позволяет устранять ошибки, которые могут быть в исходном тексте (неправильные окончания, нестандартные сокращения и т.д.), определять принадлежность исходного текста к определенной предметной области, выявлять степень семантического сходства исходного текста, формировать общую оценку степени сходства текстов по комплексному показателю. Применение такого подхода будет повышать достоверность и обоснованность вывода о наличии плагиата в документах.
140-154 161
Аннотация
Информационная система «История философских идей» содержит интерактивные материалы, описывающие историю основных идей, концепций, проблем в области философии. Информационная система использует принцип «машины времени», когда пользователь, рассматривая идею в конкретный момент времени, получает модель в состоянии, соответствующем заданному периоду, при этом актуализируется не только сам объект, но и его окружение, все связанные идеи, категории, концепции. В данной статье приведена общая концепция информационной системы и описана схема представления объектов-идей. Рассмотрены аспекты реализации предложенной модели средствами CMS и CCK, показана технология генерации конечного кода страниц с контентом. Модель информационной системы, разработанное программное обеспечение, методика организации философского контента могут быть использованы для создания аналогичных информационных систем по другим областям знаний.
РЕЦЕНЗИИ
ISSN 2305-3763 (Online)