№ 1 (2016)
ОТ РЕДАКЦИИ
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЖИЗНЕННЫЕ МИРЫ ЧЕЛОВЕКА
7-19 508
Аннотация
Перемещение объектов культуры и межличностной коммуникации в цифровое пространство приводит к виртуализации жизненного пространства современного человека, вызывая его новые несвободы, потребности и зависимости. Одной из наиболее существенных зависимостей современного человека становятся интернет-игровые расстройства IGD (Internet Game Disorder), которые привлекают внимание многих исследователей, поскольку их статус до конца не определен, а их влияние постоянно усиливается. В статье представлен обзор исследований данной проблемы, даны дефиниции и признаки интернет-игровой зависимости, охарактеризованы потенциальные аддикторы в разных возрастных и гендерных категориях. Показаны социальные, экзистенциальные, экономические и культурные факторы, связанные с интернет-игровой зависимостью, обозначены перспективы решения проблемы
20-34 166
Аннотация
Темпы прогресса современного общества, технологическая революция формируют новую материальную основу общества, в котором информация является ключевым элементом, обусловливающим масштабы изменений, а информационные и телекоммуникационные технологии становятся средствами, определяющими эффективность процессов, и необходимыми формами социализации современного поколения. Виртуальная среда порождает специфические интересы, цели, потребности, мотивы деятельности, побуждающие к определенным формам психической и социальной активности, которые проявляются в новом информационном пространстве. Но при этом Интернет является не только необъятным источником информации, средством для обеспечения коммуникаций, реализации интеграционных идей, но и мощнейшим средством информационного влияния и управления - информационного воздействия для достижения требуемой реакции, поведения с целью манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом. Сегодня остро стоит проблема национальной безопасности, построения системы противодействия терроризму и экстремизму. Центральной в вопросах национальной безопасности и основной при ведении информационных войн становится сфера идей, духовная сфера. Все чаще средствами информационного влияния становятся онлайновые социальные сети, число пользователей которых растет с каждым годом. В современных условиях существования общества эффективность воспитательного процесса невозможна без качественного информационного и телекоммуникационного сопровождения
35-44 186
Аннотация
Данная статья посвящена анализу самого понятия информационной безопасности в широком смысле, поскольку вопросы, связанные с этим понятием, актуальны всегда, начиная с древнего мира и до настоящего времени. В статье говорится о том факте, что доступность информации не означает простоты ее анализа и использования. В работе описано содержание некоторых проведенных авторами экспериментов, связанных с доступностью информации и ее усвоением. Оказывается, доступ к информации зачастую не делает ее более усваиваемой, наоборот - создает иллюзию, что анализ этой информации проводить излишне. Возникает положение, при котором у человека, нуждающегося в информации, зарождается эйфория от мнимого владения фактами; на самом деле нужная информация не только не усвоена, но иногда даже и не отобрана из информационного потока, или отобрана, но неправильно интерпретирована. Выход из создавшейся парадоксальной ситуации лежит, по мнению авторов, в применении образовательных программ, формирующих навыки практического анализа информации. Образование классического книжного типа в достаточной мере формирует умение не только получать необходимую информацию, но и исследовать ее на достоверность и использование в дальнейшей деятельности
45-64 139
Аннотация
Проблема взаимосвязи компьютерной игровой зависимости и характера развития духовного мира молодых людей приобрела несомненную актуальность в условиях быстрого развития информационного общества. В статье исследуются причины неоднозначного влияния компьютерных игр на человека с точки зрения системного характера его духовного мира, наличия в нем ценностно-мировоззренческих оснований. Целью публикации является раскрытие проблемы влияния компьютерных игр на духовный мир молодых людей в контексте особенностей их ценностно-мировоззренческой сферы. При работе над проблемой используются традиционно применяемые в социально-гуманитарных науках основные общенаучные и специально-научные методы исследования. Вместе с тем среди них по степени значимости выделяется метод системного анализа, позволяющий рассмотреть игровую зависимость не изолированно, а в комплексе основных явлений духовной жизни человека, с учетом важной роли ценностно-мировоззренческих структур. Новизна работы заключается в том, что в ней показана обусловленность характера и результатов воздействия компьютерных игр на человека не только психологическими, социальными и биологическими факторами, но и ценностно-мировоззренческими основаниями его духовного мира. В статье приводятся аргументы в пользу того, что одними из предпосылок развития компьютерной игровой зависимости являются неустойчивый характер мировоззренческой сферы, преобладание в ней негативных для существования и развития человека и общества убеждений, принципов и идеалов. Поэтому обычно применяемые в отношении больных игровой зависимостью способы лечения могут быть более успешными в сочетании с развитием ценностно-мировоззренческих структур их личности
КИБЕРАНТРОПОЛОГИЯ
65-78 196
Аннотация
Публикация основана на отчете о «круглом столе» (9 апреля 2016 г., Москва, Digital October), посвященном социо-антропологическим измерениям конвергентных технологий киберфизических систем. В частности, обсуждались философские вопросы взрывообразного международного распространения сервисов, основанных на технологии блокчейн, и общей популярности блокчейна в финансовой и нефинансовых сферах, конвергенции технологий блокчейн с развитием Интернета вещей и искусственного интеллекта. Эмерджентные технологии Индустрии 4.0, Интернета вещей, Блокчейна, ИИ рассматриваются не просто как инструмент создания умных вещей, умных домов, городов и фабрик, но также и как претенденты на процессинг новых форм социоматериальных телесностей - продолжение в техномире истории становления в биологической эволюции механизмов кодирования, воспроизводства, регуляции и трансляции генетических кодов, становления знаковых коммуникаций на основании нейроактивности, и далее - продолжением культурной эволюции экзокортексных форм бытия информации, алгоритмов, ценностей и смыслов, организующих наш социум и преобразующих лик нашей Планеты. Вводится понятие киберумвельта - жизненного мира человека в гибридных мирах не физической, не цифровой, но смешанной - физически-цифровой, или киберфизической, действительности
79-90 278
Аннотация
В данной работе подвергаются анализу существующие философские концепции в сфере компьютерной этики. Одни философы утверждают, что новое исследование, стремительно развиваясь, охватывает уникальные проблемы, требующие новых теорий и методов, в то время как другие настаивают на том, что моральные проблемы в ИКТ можно рассматривать как любые другие этические проблемы. В частности, рассматриваются концепции Л. Флориди, Р. Капурро, Ф. Брея. Впервые философским изучением компьютерной этики начинает заниматься Р. Капурро. В эру цифровых технологий категории «компьютерная этика» и «информационная этика» имеют одно смысловое значение. Компьютерная этика рассматривает ценности, касающиеся использования информационных технологий для процессов социальной коммуникации. Особое внимание уделяется вопросам, относящимся к конфиденциальности и доверию. Наблюдение в общественных местах нарушает неприкосновенность частной жизни, что не способствует контекстной целостности, а именно доверию. Сложные отношения между человечеством и технологией побуждают нас развивать способность активно доверяться технологии. Доверие подразумевает и надежность со стороны убедительной технологии, и ответственность со стороны проектировщиков. Доверяя компьютерной системе, пользователь иногда не догадывается, что некоторые технологии спроектированы таким образом, что манипулируют его доверием
91-102 167
Аннотация
В качестве теоретической основы исследования был использован онтологический подход, заявленный в философии и психологии С. Л. Рубинштейном и обоснованный в социальной психологии Н. И. Леоновым. Решение проблемы человека в информационном социуме имеет и социально-психологическую компоненту, так как на практику сегодняшних работ в этой области оказывают существенное влияние чисто теоретические концепции информационного общества. Проблема образа «Я» в виртуальном пространстве является одной из новых областей прикладных исследований. Образ, формируемой при самопрезентации как зависимой, так и независимой от интернет-групп социальных агентов в виртуальности может быть исследован с помощью рассмотрения образа индивида. Выбранный образ социального агента, в свою очередь, будет диктовать поведение в виртуальности
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ВЫЧИСЛЕНИЙ
103-120 133
Аннотация
Проанализированы современные варианты коннекционистских систем. Вычленено 5 основных вариантов: клеточные автоматы, нейронные сети, клеточные нелинейные сети, вычислительные кластеры и Грид. Коннекционизм рассматривается как синтез параллелизма вычислений и пространственной дистрибутивности вычислителя, а за основу его описания взяты принципы Руммельхарта. Указано на сходство вычислимости, по крайней мере на прикладном уровне - вычислительных приемов, в коннекционистских системах. Нетрадиционный компьютинг, в частности, в пределах коннекционистских систем, требует расширения классической фон-Неймановской модели вычислений, прежде всего признания ее неабсолютности. Постулируется необходимость перехода на более высокий уровень абстракции и уточнения термина «модель вычислений». Впервые поставлен вопрос о минимальной (абстрактной) модели вычислений и дана ее теоретико-множественная формализация, предполагающая 5 базовых множеств и 5 базовых отношений
РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ МЕРОПРИЯТИЙ
127-130 114
Аннотация
Публикация основана на отчете о «круглом столе» (17 июня 2016, Санкт-Петербург, Экспоцентр) на Петербургском международном экономическом форуме - 2016. Данное мероприятие является важным в понимании более глубокого обращения государственной политики РФ к развитию высокотехнологичных секторов промышленности, в частности к осознанию необходимости создания российского аналога немецкой программы Industry 4.0 и «нового обращения к Западу» в постсанкционной эре.
ISSN 2305-3763 (Online)