В статье исследована проблема распознавания пользователей социальных сетей, чатов и прочих виртуальных пространств фликтов между участниками различных онлайн-сообществ. Авторы дают краткую характеристику понятия троллинга. Показана актуальность решения проблемы троллинга в социальных сообществах сети Интернет в связи с широким распространением агрессивного провокационного поведения отдельных пользователей в виртуальном пространстве, а также влиянием такого поведения на психику и общее состояние человека. Для обработки экспертных наблюдений, оценок или измерений применяется теория функций убеждений. Предлагаемый подход включает использование данной теории в совокупности с вводом величины, которая определяет конфликт между двумя сочетающимися функциями убеждений. Целью работы является тестирование нового подхода для вычисления потенциальных троллей с помощью метода, основанного на мере конфликта функций убеждений между различными сообщениями ветви обсуждения в сообществах вопросов-ответов. Сделан вывод о возможности оценки конфликтности пользователя с помощью параметра, называемого мерой конфликта его сообщений по отношению к сообщениям всех остальных пользователей. Для упрощения процесса вычислений применен алгоритм кластеризации k-means.
Статья посвящена анализу содержательных характеристик функционирования паттернов пользовательской активности в медиаэкосистеме. Медиаэкосистема рассматривается автором как информационная среда обитания современного индивида, диалектически связывающая практики медиаактивности пользователей, а также институциональные условия их осуществления. К ключевым практикам пользовательской активности в медиаэкосистеме автор относит медиапотребление и медиапроизводство; при этом важным фактором реализации данных практик являются определенные паттерны и нормативы – артикулируемые в пространстве медиаэкосистемы поведенческие модели. Показано, что данные паттерны и нормативы могут быть локализованы в таких медиаисточниках, как новостные заметки в СМИ, художественные тексты и программные манифесты, тексты технологической регламентации (правила пользования, протоколы доступа и т. д.), общностное знание (этикет и т. д.) сетевого сообщества. На основе авторского социологического исследования, проведенного методом контент-анализа (N=300) различных типов медиаисточников в современной медиаэкосистеме, анализируются особенности актуальных паттернов и нормативов осуществления практик пользовательской активности в медиаэкосистеме. Автор показывает, как императивность декларируемых паттернов и нормативов проявляется в ряде характеристик, выступающих критериями анализа. В результате исследования установлено, что уровень императивности артикулируемых паттернов и нормативов определяется не только их непосредственной локализацией (типом медиаисточника, в котором они размещены), но и референтностью данных нормативов уникальному личностному опыту конкретных пользователей, а также их преобладающим практикам медиаактивности.
Статья посвящена комплексному анализу трансформации отражения компьютерных технологий и сетевых ресурсов в созданной американским режиссером Д. Кэмероном кинематографической и литературной вселенной «Терминатора» в середине 1980-х – начале 2020-х гг. В данном исследовании авторы обосновывают актуальность и научную составляющую изучаемой проблемы. В работе рассмотрена степень значимости высоких технологий и социальных сетей в современной общественной жизни; дается обоснование ошибочности суждения, согласно которому художественные произведения фантастической направленности выполняют сугубо развлекательную функцию и не несут существенной смысловой нагрузки. В статье также приведена аргументация выбора фантастической вселенной «Терминатора» в качестве примера для исследования, с анализом причин ее большой популярности и высокой степени значимости для современного искусства. Авторы подвергают осмыслению ключевые компоненты рассматриваемой темы с учетом изменений, происходивших в общественном сознании на протяжении трех с половиной десятилетий, а также с учетом различий в исторических и политических реалиях – от последней четверти XX в. до начала третьего десятилетия XXI в. В данной статье дан сопоставительный анализ причин существенных различий в отображении сферы высоких технологий и онлайн-ресурсов в кинематографе и художественной литературе; проведены параллели и аналогии с историческими событиями; охарактеризовано применение религиозных смыслов, использованных во вселенной «Терминатора». Авторы статьи анализируют нравственные проблемы, которые затрагиваются создателями фантастической вселенной «Терминатора», в контексте позитивных и негативных последствий интенсивного роста роли высоких технологий и коммуникативных интернет-площадок в жизни человеческого общества.
Развитие технологий, казалось бы, должно способствовать уменьшению веры в сверхъестественное, однако оказывается, что они, напротив, служат для доказательства существования потустороннего. Появление фотографии было воспринято спиритуалистами как возможный способ демонстрации существования духов. Повторное использование стеклянных пластин, длительность экспозиции, засвечивание и т. п. подчас вносили детали в новую съемку; так непреднамеренно в фотографию попадали дополнительные образы, вводившие в заблуждение. В статье рассматриваются случаи фальсификации столкновения людей со сверхъестественными силами, запечатленными на фотографиях XIX, XX и XXI вв., а также на видео XX и XXI вв. Только 37% фотографий и 63% видео были фальсифицированы преднамеренно – экспозиция, монтаж, подделка, декорации или игра актеров, а 53% фото и 29% видео – непреднамеренно. Это были случайность, игра света и тени, испорченное фото/видео. Представляемое как сверхъестественным может иметь сходство с человеческой фигурой или быть пятном, тенью. Большая часть свидетельств встреч с потусторонним сделана непреднамеренно, в дневное время, на улице. Авторы работы характеризуют прогресс технологий, благодаря которым можно создавать фейковые снимки (особенно в наши дни развитие цифровых технологий дошло до уровня, когда невозможно отличить реальный снимок от отредактированного).
(Рецензия на: Лисенкова А. А. Трансформация социокультурной идентичности в цифровом пространстве: монография. – Пермь: ПГИК, 2021. – 286 с. ISBN978-5-91201-355-3)